Конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание НЕ с именами прилагательными"

Цели урока:

  • познакомить со слитным и раздельным правописанием "не" с прилагательными;
  • повторить правописание: "не" с существительными и глаголами;
  • формировать умение правильно писать имена прилагательные с "не";
  • расширить лексический запас детей.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Наш урок я хочу начать с небольшой притчи.

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

- В наших руках возможность работать плодотворно, усвоить сегодняшнюю тему и стать еще грамотнее.
- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения и продуктивной работы на уроке.

Запись даты в тетради
- На ваших столах лежат оценочные листы, в которых вы после выполнения каждого задания будете выставлять себ отметки.

Актуализация опорных знаний

М.В. Ломоносов - русский ученый мирового значения, химик, физик, математик и поэт написал такие строки о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука. (Не) быть гордым и грубым. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А все, что учишь, пригодится!

- Ребята, согласны вы с высказыванием М.В. Ломоносова? (ответы учащихся)
- Какими частями речи являются выделенные слова?

- Как они пишутся и почему?
- Когда не с глаголами пишется слитно? Приведите примеры.

Задание:

а) выполнить синтаксический разбор предложения Не произносить гнилых, грубых и пустых слов;
б) морфологический разбор любого прилагательного.
в) собрать части пословиц в одну, объяснить их значение. (см. приложение)
г) Рассказать о правописании не с существительными. (Оценивание)

Сообщение темы и цели урока

- Что мы с вами только что повторили?
- А какую часть речи изучали на предыдущих уроках?

- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (повторим… узнаем… научимся…)

Объяснение нового материала

- Посмотрите на доску. Вы видите прилагательные, записанные в два столбика: раздельно и слитно.

  1. Нерадивый, небрежный.
  2. Недобрый (злой), нехороший (плохой).
  3. Крайне неприятный, весьма неуклюжий, очень невежливый.
  4. Не веселый, а грустный.
  5. Вовсе не глубокая река, отнюдь не молодой, далеко не старый, ничуть не интересный, нисколько не робкий.

- Объясните значение слов неуклюжий, нерадивый, небрежный.

  • Небрежный - относящийся невнимательно к своей работе.
  • Неуклюжий - неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.
  • Нерадивый - тот, кто лениво, небрежно, беззаботно относится к своим обязанностям.

- Опираясь на ранее изученный материал, сделайте вывод, в каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно. (Оценивание)
- Давайте откроем учебник и посмотрим, все ли мы правильно с вам и сказали.

Работа с краткими прилагательными

Неторопливый шаг – шаг нетороплив.
Невысокие кусты – кусты невысоки.

- Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие)
- Сформулируйте правило написания не с краткими прилагательными.

Чтение стихотворения "Слитное и раздельное написание НЕ со словами"

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.

Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.

Формирование новых ЗУН

- Объяснить правописание не с прилагательными.

Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый подарок; необыкновенное чудо; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; небрежный почерк; неглубокая речонка.

Игра "Третий лишний"

  1. (Не)красивый, (не)умный,(не)уклюжий
  2. (Не)долгий, (не)лепый, (не)страшный
  3. (Не)брежный, (не)старый, (не)слабый
  4. (Не)ряшливый, (не)молодой, (не)известный.

Списать, раскрывая скобки

(Не)ожиданное известие, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твердый, (не)глубокий овраг, (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк.

Физминутка

Упражнение № 400. (распределительное списывание)

Объяснительный диктант

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами,

От существительных глубина, смелость образовать прилагательные, к этими прилагательными добавить частицу НЕ. Составить и записать словосочетания, чтобы не с прилагательными писалось слитно и раздельно.
Пример: Интерес - интересный - неинтересный - отнюдь не интересный.

Рефлективная деятельность обучающихся и учителя

Проверочный тест

Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. Если слово не употребляется без не.
  2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не.
  3. Если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Слово не употребляется без не:

  1. Его (не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

Слово с не можно заменить синонимом:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

Слово с не пишется слитно:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

Слово с не пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе (не) скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Ее (не)годующий взгляд остановил нас.

Допущена ошибка в написании не в предложении:

  1. Неширокая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем неспокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Итог урока

- Наш урок завершается. Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, как правильно писать НЕ с прилагательными)
- Достигли ли мы ее?

Рефлексия "Оценочный лист"

Размер:
24.17 Kb
Скачали:
8