Цели урока:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Наш урок я хочу начать с небольшой притчи.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
- В наших руках возможность работать плодотворно, усвоить сегодняшнюю тему и стать еще грамотнее.
- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения и продуктивной работы на уроке.
Запись даты в тетради
- На ваших столах лежат оценочные листы, в которых вы после выполнения каждого задания будете выставлять себ отметки.
М.В. Ломоносов - русский ученый мирового значения, химик, физик, математик и поэт написал такие строки о поведении учащихся.
С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука. (Не) быть гордым и грубым. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А все, что учишь, пригодится!
- Ребята, согласны вы с высказыванием М.В. Ломоносова? (ответы учащихся)
- Какими частями речи являются выделенные слова?
- Как они пишутся и почему?
- Когда не с глаголами пишется слитно? Приведите примеры.
Задание:
а) выполнить синтаксический разбор предложения Не произносить гнилых, грубых и пустых слов;
б) морфологический разбор любого прилагательного.
в) собрать части пословиц в одну, объяснить их значение. (см. приложение)
г) Рассказать о правописании не с существительными. (Оценивание)
- Что мы с вами только что повторили?
- А какую часть речи изучали на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. (повторим… узнаем… научимся…)
- Посмотрите на доску. Вы видите прилагательные, записанные в два столбика: раздельно и слитно.
- Объясните значение слов неуклюжий, нерадивый, небрежный.
- Опираясь на ранее изученный материал, сделайте вывод, в каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно. (Оценивание)
- Давайте откроем учебник и посмотрим, все ли мы правильно с вам и сказали.
Работа с краткими прилагательными
Неторопливый шаг – шаг нетороплив.
Невысокие кусты – кусты невысоки.
- Чем отличаются прилагательные? (полные и краткие)
- Сформулируйте правило написания не с краткими прилагательными.
Чтение стихотворения "Слитное и раздельное написание НЕ со словами"
Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
- Объяснить правописание не с прилагательными.
Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый подарок; необыкновенное чудо; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; небрежный почерк; неглубокая речонка.
Игра "Третий лишний"
Списать, раскрывая скобки
(Не)ожиданное известие, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твердый, (не)глубокий овраг, (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк.
Физминутка
Упражнение № 400. (распределительное списывание)
Объяснительный диктант
Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами,
От существительных глубина, смелость образовать прилагательные, к этими прилагательными добавить частицу НЕ. Составить и записать словосочетания, чтобы не с прилагательными писалось слитно и раздельно.
Пример: Интерес - интересный - неинтересный - отнюдь не интересный.
Проверочный тест
Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:
Слово не употребляется без не:
Слово с не можно заменить синонимом:
Слово с не пишется слитно:
Слово с не пишется раздельно:
Допущена ошибка в написании не в предложении:
- Наш урок завершается. Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, как правильно писать НЕ с прилагательными)
- Достигли ли мы ее?
Рефлексия "Оценочный лист"