Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Конспект урока русского языка в ТПД 6 класс.

Цель: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Научиться различать страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

Оборудование: раздаточные карточки, учебник "Русский язык 6 класс", М.М. Разумовская, С.И. Львова

Задачи:

  1. Знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных; уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
  2. Работать над навыками грамотного письма.
  3. Воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; воспитывать умение работы в коллективе, в паре.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.
Получат возможность научиться: грамотно писать орфограммы с Н-НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Этапы урока

Учитель

Ученики

 

Языковая разминка

Учащимся предлагается записать предложение, выполнить синтаксический разбор.

В гостиницу вошли туристы, утомлённые дальней дорогой.

Предлагает найти страдательное причастие прошедшего времени и разобрать его по составу.

Ученики уже знакомы с темой "Страдательные  причастия прошедшего времени".

Записывают предложение в тетрадях, один ученик - на доске; выполняют задания.

Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их.

Актуализация изученного

Предлагает упражнение по изученному материалу (его содержание соотносится с новой темой).

Распределительный диктант.

Оловянный солдатик, покрашенные стены, просмотренный альбом, туманное утро, осиное гнездо, принесённые ветром, серебряные украшения, купленный товар, временная работа, построенный шалаш.

 

Выполняют данное упражнение, распределяя по столбикам прилагательные и причастия. Вспоминают и проговаривают уже изученные правила написания н-нн в прилагательных, образованных от существительных,  и в страдательных причастиях прошедшего времени.

Постановка учебной проблемы (введение в тему)

Создание проблемной ситуации.

Предлагает практическое задание на новый материал, задание выполняется в парах.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы н или нн.

Плетё..ая корзина, сплетё..ый забор, замаскирова..ый человек, лома..ая линия, слома..ые игрушки,

топлё..ое  молоко, испечё..ый пирог, маринова..ые огурцы, растопле..ое  масло, жаре..ая рыба, пута..ые следы, жаре..ая в масле, непечё..ые яблоки, запута..ые нитки, вяза..ые носки, связа..ые крепко.

Выясняет после выполнения задания, как были записаны данные слова.  

Обязательна проверка слов по эталону.

Плетёная корзина, сплетённый забор, замаскированный человек, ломаная линия, сломанные игрушки,

топлёное молоко, испечённый пирог, маринованные огурцы, растопленное масло, жареная рыба, путаные следы, жаренная в масле, непечёные яблоки, запутанные нитки, вязаные носки, связанные крепко.

Сообщает ученикам о том, что в русском языке есть прилагательные, которые образованы от глаголов, в суффиксах отглагольных прилагательных пишется одна буква н.

Вступают в диалог с учителем, взаимодействуют в парах, выполняя задание, выявляют проблему, осознают и проговаривают непонятные моменты.

Сталкиваются с непониманием, затрудняются при написании слов, недоумевают, сомневаются, спорят.

После проверки своих записей сталкиваются с некоторым противоречием. Осознают, что не хватает знаний, понимают необходимость получения новых знаний. Осознают, что необходимо научиться различать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

Спрашивает учеников.

Что предстоит выяснить на уроке? Как будем действовать?  Какая проблема возникла при выполнении задания? Как можно решить эту проблему? Предлагает ученикам найти отличия отглагольных прилагательных от причастий, опираясь на письменное задание, которое они выполняли.

Формулируют учебную проблему, планируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя. Называют отличительные черты отглагольных прилагательных.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (теория)

Предлагает ученикам сформулировать правило по данной теме, опираясь на письменное задание. Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов, организует обсуждение.

Задаёт вопросы, которые подводят детей к формулировке правила.

От глаголов какого вида образованы отглагольные прилагательные?

Можно ли выделить приставки в отглагольных прилагательных?

Есть ли зависимые слова при отглагольных прилагательных?

Учитель поясняет.

Главное в этой теме – научиться различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. На слух они часто одинаковы, то есть являются омофонами. Сравните два словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях: тушеное мясо и тушенное с овощами мясо.

В первом случае тушеное – отглагольное прилагательное, во втором тушенное – полное страдательное причастие прошедшего времени от того же глагола несовершенного вида тушить. В обоих словосочетаниях определяемое слово – мясо. Второе слово, причастие, имеет при себе пояснительные слова, то есть является причастным оборотом: тушённое с овощами.

Если же слово образовано от глагола совершенного вида, то оно точно является причастием, у него нет пары – омофона – прилагательного. И не важно, одиночное это причастие или причастие, образующее причастный оборот.

 Чаще всего такие причастия имеют приставки: сгущённое молоко, скошенная трава, затраченные средства.

Называет слова-исключения: раненый,  кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный; невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, читанный, виденный.

Предлагают свои версии.

Формулируют правило, оформляют его в виде схемы, таблицы, краткой записи.

Примерная запись ученика:

В полных страдательных причастиях с суффиксами -ЕНН- и -НН- пишутся две буквы Н, если:

а) причастие имеет приставку (кроме НЕ). 

б) причастие имеет зависимые от него слова.

в) причастие образовано от глагола совершенного вида.

г) причастие образовано от глаголов с суффиксами -ОВА-, -ЕВА (-ИРОВА-):   

 Если причастие не имеет ни одного из перечисленных признаков, то это прилагательное - пишется одна буква Н.

 

 По окончании работы сверяют свой результат с правилом в учебнике (с.182). Отвечают на вопросы учителя. Задают свои вопросы. Записывают правило в тетради, исправляют свои записи, если это необходимо.

Записывают слова-исключения.

 

Развитие умений - применение нового знания (практика)

1. Предлагает ученикам самостоятельную работу:  

составить по четыре словосочетания, используя образец записи.

Образец.

Жареный картофель

нежареный картофель

жаренный с грибами

пережаренный картофель.

Слова: плетёная, путаные, ломаная, стираное, гружёная.

2. Выборочное письмо.

Учитель предлагает выписать из текста отглагольные прилагательные и причастия, распределив их по столбикам (приложение к уроку).

3. Предлагает исправить работу шестиклассника, используя раздаточный материал. Задание выполняется устно (приложение к уроку).

Выполняют задание самостоятельно, по окончании работы объясняют выбор н-нн в словах, проговаривают условия орфограммы, рассуждаю о том, как действовали и почему. Повторяют изученное правило.

Выполняют письменное задание по карточке.

Рассуждают, объясняют, анализируют.

Исправляют работу шестиклассника, устно объясняют свой выбор.

Итог урока

Помогает ученикам сделать выводы по уроку.

Задаёт вопросы: Какая возникла проблема на уроке?

Как удалось решить эту проблему? Какой ответ мы нашли? С каким правилом познакомились? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Остались ли какие-либо вопросы по данной теме? Всё ли было понятно? Какие моменты оказались трудными для понимания? Что предстоит ещё сделать? Какие рекомендации вы могли бы дать себе и своим одноклассникам, чтобы избежать ошибок при написании отглагольных прилагательных и причастий?

Какое настроение у вас в конце урока и почему?

Обобщают, делают выводы по изученному материалу.

 Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

(на выбор)

Составить 15 словосочетаний с причастиями и отглагольными прилагательными (можно предложить темы "Здоровый образ жизни", "В деревне", "На даче" и т.д.) или придумать текст с причастиями и отглагольными прилагательными.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, связанные с выполнением домашнего задания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!