Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Не с прилагательными"

Задачи урока:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, устной и письменной речи;
  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

Ход урока

Этап

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Орг.момент

Мотивация.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня я приглашаю вас в путешествие на остров «Знань»!

- Мы с вами поплывём на корабле, на котором каждая каюта имеет своё название («Штурманы», «Механики», «Мичманы», «Матросы», «Боцманы»)

- А сейчас нам нужно распределиться по каютам. У каждого из вас есть карточки со словами.

- Какой частью речи они являются? (прилагательными)

- Если у вас прилагательные качественные в сравнительной степени, то пройдите в каюту «Штурманов», если качественные в превосходной степени, то в каюту «Мичманов», если относительные, то в каюту «Механиков», если притяжательные, то в каюту боцманов, если прилагательные в краткой форме, в каюту матросов. 

- Я попрошу каждую каюту посовещаться и решить, кто же будет старшим моряком в каждой каюте. А сейчас распределите роли.

 

Командир - руководит работой в группе, отвечает.

Сигнальщик - фиксирует рефлексию.

Часовщик - следит за временем.

Чтец - знакомит с информацией, читает задание.

Контролёр – следит за дисциплиной в группе.

- А теперь давайте вспомним сигналы, с которыми мы работаем на уроках.

 

- У нас на палубе имеется ФИКСАТОР ОЦЕНИВАНИЯ, на котором мы будем подводить промежуточные итоги путешествия.

-А помогут нам в этом знаки. (якоря)

- Перед отплытием я предлагаю вам составить вместе формулу успеха.

- Успех команды будет зависеть от того, как вы будете сотрудничать.

- Чтобы добиться цели, давайте вспомним правила работы в группе, выберите то, которое считаете важным для каждой каюты.

- Принимаем эти правила?

- А сейчас посмотрите листы наблюдений, они сегодня заменят вам обычные тетради. Впишите в графу «отважный  моряк» своё имя и в графу «каюта» - название.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют состав группы.

 

 

 

Распределяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают.

 

 

 

 

Обсуждение.

Записывают.

Целеполагание

- Ребята, есть такая пословица «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». А как же нам назвать свой корабль? Для этого прочитаем хором наш сегодняшний девиз!

Наша команда дружна и едина,

А значит она непобедима.

- Какое название дадим кораблю? (Непобедимый)«Не?победимый»

- Посмотрите на это слово.

- Как вы думаете, тема нашего урока какая?

- Итак, поставим цель, пользуясь словами-помощниками.

- Оцените работу на этапе целеполагания.

 

 

“Правописание НЕ с прилагательными”

1) Мы повторим

2) Мы узнаем

3) Мы научимся

   Оценивают.

Повторение

- Скажите, а что вы знаете о НЕ?

- Команда, посмотрите, как не спокойно стало море. Совсем близко зона  Бермудского треугольника. Нам нужно его обойти.

- Для этого выполним следующее задание. В одном углу класса Не – приставка. В другом Не – часть корня. В третьем Не – частица.

- Обсудите в каюте, кому нужно идти в какой угол.

 

- На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

- Что общего и различного между написанием не с существительными и прилагательными вы заметили?

Приставка

Часть корн

Частица

 

 

 

 

 

 

Оценивают.

 

Проблема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление алгоритма

 

 

 

 

 

 

- А сейчас откроем учебники на стр.25, п.62

- Прочитайте и обсудите в группах верно ли ваше предположение?

- Ребята, что я вижу (смотрю в бинокль). Мы подплываем к острову. Остров под названием «Алгоритмия».

- Как вы думаете, почему он так называется?

- Чтобы обойти этот остров, нужно составить алгоритм по теме!

- Давайте попробуем! (разрезан, приклеить на лист-защита перед всеми (один вариант для док. камеры)

 

- А теперь, пользуясь алгоритмом, каждая каюта выполнит задания. Но шаги ваших работ мы сначала поучимся делать вместе. (два слова делают вместе потом сам-но).

(Не)трудный путь.

Нисколько (не)жаркий день.

(Не)широкая, а узкая река.

(Не)лепый поступок.

(Не)большая, но уютная каюта.

Недорогой бинокль.

- Каюты проверим друг друга!

Алгоритм

 

 

Оценивают. 

 

 

Выводы.

 

Читают, обсуждают, рассказывают правило.

 

 

Отвечают.

 

 

Сигналят.

Оценивают.

 

Оценивают.

Закрепление

- Вот мы и подплываем к острову «Знань». Чтобы попасть на этот остров, нужно выполнить задание.

Как писать такие прилагательные? Подчиняются ли они нашему правилу?

Куртка не кожаная.

Корпус не железный.

Плащ не папин.

Вывод: Пользоваться алгоритмом можно в том случае, если перед нами качественное прилагательное. А относительные прилагательные и притяжательные не подчиняются данному правилу.

 

 

 

 

 

 

Думают.

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попрошу выйти представителей от каждой каюты. (выполняют тест) и группы без капитанов также.

- Проверим наши знания.

1. В каком слове НЕ является частью корня?

а) небрежный

б) неприятный

в) неинтересный

г) невысокий

2. В каком слове прилагательное с не пишется раздельно?

а) (не)добрый;

б) (не)дорогой;

в) (не)глубокий;

г) (не)высокий, а низкий.

3. В каком слове прилагательное с не пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок; 
б) путь (не)долог, а близок;

в) дорога (не)ровная, но короткая;

г) ничуть (не)интересный фильм.

4. Слово (не)лепый пишется:

а) слитно, так как можно заменить синонимом без не;

б) раздельно;

в) слитно, так как не употребляется без не; 
г) слитно, так как можно заменить близким по значению выражением.

5. В каком случае слово с не написано неправильно?

а) отнюдь неединственное решение;

б) некрасивое платье;

в) не злой, а добрый старик;

г) недорогая, но красивая вещь.

 

Анализ листа фиксатора.

- Ребята, посмотрите результаты нашего путешествия к острову «Знань». Какие мы с вами молодцы.

- Помогла ли нам формула успеха добиться желаемого результата? Капитаны, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Кого сегодня особо можно похвалить???

- Пусть по волнам жизни плывёт ваш корабль знаний.  Пусть непременно сбудутся все заветные мечты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Капитаны проверяют себя по ключам и идут проверять чужие группы. Ставят оценку группе.

Обсуждают.

Д/з

На выбор:

1. Упр. 357.

2. Упр. 360.  

Записывают

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!