Задачи урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Орг.момент Мотивация. |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие на остров «Знань»! - Мы с вами поплывём на корабле, на котором каждая каюта имеет своё название («Штурманы», «Механики», «Мичманы», «Матросы», «Боцманы») - А сейчас нам нужно распределиться по каютам. У каждого из вас есть карточки со словами. - Какой частью речи они являются? (прилагательными) - Если у вас прилагательные качественные в сравнительной степени, то пройдите в каюту «Штурманов», если качественные в превосходной степени, то в каюту «Мичманов», если относительные, то в каюту «Механиков», если притяжательные, то в каюту боцманов, если прилагательные в краткой форме, в каюту матросов. - Я попрошу каждую каюту посовещаться и решить, кто же будет старшим моряком в каждой каюте. А сейчас распределите роли.
Командир - руководит работой в группе, отвечает. Сигнальщик - фиксирует рефлексию. Часовщик - следит за временем. Чтец - знакомит с информацией, читает задание. Контролёр – следит за дисциплиной в группе. - А теперь давайте вспомним сигналы, с которыми мы работаем на уроках.
- У нас на палубе имеется ФИКСАТОР ОЦЕНИВАНИЯ, на котором мы будем подводить промежуточные итоги путешествия. -А помогут нам в этом знаки. (якоря) - Перед отплытием я предлагаю вам составить вместе формулу успеха. - Успех команды будет зависеть от того, как вы будете сотрудничать. - Чтобы добиться цели, давайте вспомним правила работы в группе, выберите то, которое считаете важным для каждой каюты. - Принимаем эти правила? - А сейчас посмотрите листы наблюдений, они сегодня заменят вам обычные тетради. Впишите в графу «отважный моряк» своё имя и в графу «каюта» - название. |
Отвечают.
Проверяют состав группы.
Распределяются.
Предлагают.
Обсуждение. Записывают. |
Целеполагание |
- Ребята, есть такая пословица «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». А как же нам назвать свой корабль? Для этого прочитаем хором наш сегодняшний девиз! Наша команда дружна и едина, А значит она непобедима. - Какое название дадим кораблю? (Непобедимый)«Не?победимый» - Посмотрите на это слово. - Как вы думаете, тема нашего урока какая? - Итак, поставим цель, пользуясь словами-помощниками. - Оцените работу на этапе целеполагания. |
“Правописание НЕ с прилагательными” 1) Мы повторим 2) Мы узнаем 3) Мы научимся Оценивают. |
Повторение |
- Скажите, а что вы знаете о НЕ? - Команда, посмотрите, как не спокойно стало море. Совсем близко зона Бермудского треугольника. Нам нужно его обойти. - Для этого выполним следующее задание. В одном углу класса Не – приставка. В другом Не – часть корня. В третьем Не – частица. - Обсудите в каюте, кому нужно идти в какой угол.
- На доске опорная таблица. Поработаем с ней. - Что общего и различного между написанием не с существительными и прилагательными вы заметили? |
Приставка Часть корн Частица
Оценивают. |
Проблема
Составление алгоритма
|
- А сейчас откроем учебники на стр.25, п.62 - Прочитайте и обсудите в группах верно ли ваше предположение? - Ребята, что я вижу (смотрю в бинокль). Мы подплываем к острову. Остров под названием «Алгоритмия». - Как вы думаете, почему он так называется? - Чтобы обойти этот остров, нужно составить алгоритм по теме! - Давайте попробуем! (разрезан, приклеить на лист-защита перед всеми (один вариант для док. камеры)
- А теперь, пользуясь алгоритмом, каждая каюта выполнит задания. Но шаги ваших работ мы сначала поучимся делать вместе. (два слова делают вместе потом сам-но). (Не)трудный путь. Нисколько (не)жаркий день. (Не)широкая, а узкая река. (Не)лепый поступок. (Не)большая, но уютная каюта. Недорогой бинокль. - Каюты проверим друг друга! |
Оценивают.
Выводы.
Читают, обсуждают, рассказывают правило.
Отвечают.
Сигналят. Оценивают.
Оценивают. |
Закрепление |
- Вот мы и подплываем к острову «Знань». Чтобы попасть на этот остров, нужно выполнить задание. Как писать такие прилагательные? Подчиняются ли они нашему правилу? Куртка не кожаная. Корпус не железный. Плащ не папин. Вывод: Пользоваться алгоритмом можно в том случае, если перед нами качественное прилагательное. А относительные прилагательные и притяжательные не подчиняются данному правилу. |
Думают. |
Подведение итогов
|
Попрошу выйти представителей от каждой каюты. (выполняют тест) и группы без капитанов также. - Проверим наши знания. 1. В каком слове НЕ является частью корня? а) небрежный б) неприятный в) неинтересный г) невысокий 2. В каком слове прилагательное с не пишется раздельно? а) (не)добрый; б) (не)дорогой; в) (не)глубокий; г) (не)высокий, а низкий. 3. В каком слове прилагательное с не пишется слитно? а) вовсе (не)красивый поступок; в) дорога (не)ровная, но короткая; г) ничуть (не)интересный фильм. 4. Слово (не)лепый пишется: а) слитно, так как можно заменить синонимом без не; б) раздельно; в) слитно, так как не употребляется без не; 5. В каком случае слово с не написано неправильно? а) отнюдь неединственное решение; б) некрасивое платье; в) не злой, а добрый старик; г) недорогая, но красивая вещь.
Анализ листа фиксатора. - Ребята, посмотрите результаты нашего путешествия к острову «Знань». Какие мы с вами молодцы. - Помогла ли нам формула успеха добиться желаемого результата? Капитаны, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Кого сегодня особо можно похвалить??? - Пусть по волнам жизни плывёт ваш корабль знаний. Пусть непременно сбудутся все заветные мечты. |
(Капитаны проверяют себя по ключам и идут проверять чужие группы. Ставят оценку группе. Обсуждают. |
Д/з |
На выбор: 1. Упр. 357. 2. Упр. 360. |
Записывают |