Цели урока:
Учебник: "Русский язык. 5 класс" В 2 частях. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
Ключевые слова: часть речи, глагол, морфологические признаки глагола.
Оборудование: необходимое техническое оборудование: компьютерное рабочее место учителя (экран и мультимедийный проектор); маршрутные листы
Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
- Здравствуйте! Рада всех приветствовать на уроке русского языка!
Выносится проблема, которая выводит на самостоятельное темообразование урока обучающимися (возможна любая форма). Демонстрация ЗУН по предыдущим темам.
- Как вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?
Прогнозирование темы урока
- Когда Бог слепил человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусок. Скажи, что слепить тебе из него? - спросил Бог человека.
- Слепи мне человечность, - попросил человек. Ничего не ответил на это Бог и только вложил оставшийся кусочек глины в ладонь человеку.
- Ребята, как вы понимаете эту притчу? (Наша человечность в руках человека, его и лепить не надо)
- Как вы понимаете слово "человечность"?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Я принесла афишу. Но … (на экране появляется картинка - пазлы)
- Рассмотрите ее внимательно. Что вы видите? (ответы учащихся)
- Несколько ребят из нашей школы хотят посетить данное мероприятие. Чтобы дойти до места назначения, необходимо внимательно прочитать афишу.
- Почему мы не можем прочитать данный текст? Какая часть речи отсутствует?
На экране появляется картинка "Глагол". И следует вопрос: Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?
- Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
- Ребята, значит, мы будем говорить о глаголе? Тема нашего урока "Глагол. Морфологические признаки глагола"
Для мотивации можно использовать другой прием "Домысливание".
С помощью слов-помощников (подсказка на слайде) сформулируйте цели урока:
Обучающиеся получают задание для самостоятельного погружения в новый изучаемый материал. (метод экспресс-анализа текста)
- Что мы заем о глаголе? (Учащимся предлагается познакомиться с теоретическим материалом учебника: прочитать теорию на с. 97-98. (Глагол как часть речи); 99 (Не с глаголами)
Вопросы:
- Что из того, что вы прочитали, уже знаете?
- Все ли вы знаете?
- Проверим по плану на слайдах 4, 5.
Игра "Продолжи фразу"
- Поставьте глаголы в правильной глагольной форме.
- Чтобы не ошибиться в написании личных окончаний глаголов, необходимо вспомнить спряжение глагола.
Практическое задание: поставить глагол в нужную глагольную форму.
Диктант
- Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (окончанием)
Выполните задание: вставить окончания глаголов 1 и 2 спр.
- Прочитайте стихотворение "Он шел по улице и тихо плакал…"
- Найдите глаголы в тексте, выпишите глаголы в 3 столбика, определите, в форме какого времени они используются в тексте.
- Какие глаголы вы не записали ни в какой столбик? Почему? (Замахнуться, увернуться, жить)
- Как изменяются эти глаголы? (По числам)
- Как еще могут изменяться глаголы? (время, лицо, число, время)
- Что обозначают эти глаголы? (действия предметов)
Физминутка
- Можно эти предложения назвать текстом?
Самостоятельная работа (интернет-ресурс)
- По каким признакам мы определили, что это текст? (учащиеся отвечают)
- Определите тип речи, стиль данного текста. Какое название ему можно дать?
- О чем оно заставило задуматься?
- Вспомните притчу, которую вы услышали в начале урока. Как вы оцениваете поступок героя?
- Что проявил герой стихотворения?
- Что объединяет данное стихотворение и афишу?
- Как изменился текст?
- Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?
- С помощью какой части речи это произошло?
- Посмотрите на слова: скажите, как их можно связать с глаголами?
Эти крохи потеряли своих хозяев в ходе ужасного землетрясения в Турции. Чтобы как-то пережить эту катастрофу и подбодрить друг друга, кошка и собака решили забыть свои природные распри.
- Наши четвероногие друзья. Что мы сегодня узнали о них?
"Они для нас – страница в жизни… а мы для них и есть вся жизнь..."
- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет - почему, если да, то как.
- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?
- Чему научились лучше всего?
Домашнее задание
Ответить на вопрос "Как решить проблему с бездомными животными?" Предложить свои варианты решения этой актуальной проблемы и оформить в тетради.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. (Джордж Бернард Шоу)
- Урок окончен. Выставите оценки себе и друзьям на стенде или слайде.
- В заключение нашего разговора я хочу вам пожелать, чтобы в ваших душах никогда не ослабевал огонь доброты, милосердия и человечности.