Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Виды глаголов"

Цель: дать представление о видах глагола и их значениях, видовых парах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Задачи:

  • познакомить с грамматической категорией – вид глагола, научить детей распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • формировать умение определять их в устной и письменной речи;
  • развивать умение работать самостоятельно, коммуникативные навыки.

Учебник: Русский язык. 5 класс. (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) М.: Просвещение, 2015.

Оборудование: презентация, ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка посещаемости.

Актуализация знаний

- Что такое глагол? (ответы учащихся)
- На какие вопросы он отвечает?
- Каким членом предложения обычно бывает?

- Как изменяется глагол?
- Что такое спряжение?
- Что такое инфинитив?

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, давайте посмотрим на картинки на с.109. Под какой картинкой вы напишете "Дети решали задачу", а под какой - "Дети решили задачу!"?

Дети решали задачуДети решали задачу

- Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают?
- Какой из этих глаголов подчеркивает достижение результата действий, а какой обозначает процесс самого действия?

Первичное усвоение новых знаний

Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что суду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю?

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы только прошедшего и будущего времени.

Глаголы несовершенного и совершенного видаГлаголы несовершенного и совершенного вида

Глаголы образуют видовые пары. Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно и то же действие, при этом один глагол является глаголов несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного вида.

Например, бежали (что делали?) – несовершенный вид;
убежали (что сделали?) – совершенный вид.

Первичная проверка понимания

Упр. 643. Какие из данных ниже глаголов обозначают действие, которое происходит один раз, в один момент?

Какие глаголы обозначают действие?Какие глаголы обозначают действие?

- С помощью какого суффикса выражается значение однократности действия?

Упр. 641. Подберите к данным глаголам глаголы другого вида. Выделите суффиксы.
Образец: Объединить (сов. в) - объединять (несов. в)

Шагнуть, толкать, мелькать, ка́пнуть, ка́шлянуть, чихну́ть, зевать, глотать, кивать. Об(?)единить, включить, вычерчивать, прогуляться, ра(с, сс)тупаться, выкрикнуть, во(с, сс)тавать.

Первичное закрепление

Упр. 638. Запишите выделенные глаголы парами. Поставьте к ним вопросы, определите их вид.
Образец: умею (что делаю?) - несов. вид; сумею (что сделаю?) - сов. вид.

Руки
Однажды правая рука сказала левой:
- Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я все умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу - словом, все делаю. А ты бездельничаешь.

На что левая рука ответила:
- Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнет меня упражнять - и я все сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя. (По А. Пешковскому)

Домашнее задание

Упр. 642. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. С помощью каких морфем вы будете это делать?

Образуйте от данных глаголов глаголы другого видаОбразуйте от данных глаголов глаголы другого вида

Рефлексия

Продолжить предложение: Сегодня на уроке я узнал...

Размер:
103.99 Kb
Скачали:
12