Цель: дать представление о видах глагола и их значениях, видовых парах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
Учебник: Русский язык. 5 класс. (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) М.: Просвещение, 2015.
Оборудование: презентация, ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости.
- Что такое глагол? (ответы учащихся)
- На какие вопросы он отвечает?
- Каким членом предложения обычно бывает?
- Как изменяется глагол?
- Что такое спряжение?
- Что такое инфинитив?
- Ребята, давайте посмотрим на картинки на с.109. Под какой картинкой вы напишете "Дети решали задачу", а под какой - "Дети решили задачу!"?
- Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают?
- Какой из этих глаголов подчеркивает достижение результата действий, а какой обозначает процесс самого действия?
Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что суду делать?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю?
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы только прошедшего и будущего времени.
Глаголы образуют видовые пары. Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно и то же действие, при этом один глагол является глаголов несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного вида.
Например, бежали (что делали?) – несовершенный вид;
убежали (что сделали?) – совершенный вид.
Упр. 643. Какие из данных ниже глаголов обозначают действие, которое происходит один раз, в один момент?
- С помощью какого суффикса выражается значение однократности действия?
Упр. 641. Подберите к данным глаголам глаголы другого вида. Выделите суффиксы.
Образец: Объединить (сов. в) - объединять (несов. в)
Шагнуть, толкать, мелькать, ка́пнуть, ка́шлянуть, чихну́ть, зевать, глотать, кивать. Об(?)единить, включить, вычерчивать, прогуляться, ра(с, сс)тупаться, выкрикнуть, во(с, сс)тавать.
Упр. 638. Запишите выделенные глаголы парами. Поставьте к ним вопросы, определите их вид.
Образец: умею (что делаю?) - несов. вид; сумею (что сделаю?) - сов. вид.
Руки
Однажды правая рука сказала левой:
- Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я все умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу - словом, все делаю. А ты бездельничаешь.
На что левая рука ответила:
- Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнет меня упражнять - и я все сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя. (По А. Пешковскому)
Домашнее задание
Упр. 642. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. С помощью каких морфем вы будете это делать?
Продолжить предложение: Сегодня на уроке я узнал...