Цель урока: формирование и контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков решения линейных неравенств.
Планируемые результаты:
Оборудование: меловая и интерактивная доски, компьютер, проектор, набор дидактических материалов для урока.
- Ребята, сегодня мы, используя свойства числовых неравенств, получим алгоритм решения неравенства с одной переменной.
Проверка домашнего задания
Разбор заданий, с которыми не справилось большинство учащихся.
- Освежим в памяти материал предыдущего урока. Вспомним понятия числового промежутка и свойств числовых неравенств.
- Для этого вам предлагается устно выполнить следующие задания. Читаю каждое задание и спрашиваю учащихся.
- В процессе выполнения, если это необходимо, обращаюсь к классу с вопросом: какие затруднения вызывают задания? И быстро объясняю решения.
1. Принадлежит ли промежутку [-3,6; 3,5] число:
а) -3,6 (да)
б) -3.5 (да)
в) -1 (да)
г) 0 (да)
д) 2,4 (да)
е) 3 (да)
2. Какие из целых чисел принадлежат промежутку?
а) (-2,5;3,4) ответ: -2,-1,0,1,2,3
б) (-0,2;0,7) ответ: 0
в) [-4;2,5] ответ: -4,-3,-2,-1,0,1,2
г) [-4,4;0] ответ: -4,-3,-2,-1,0
д) (-5;1) ответ: -4,-3,-2,-1,0,1
е) (-4;3) ответ: -4,-3,-2,-1,0,1,2
3. Указать наибольшее и наименьшее целое число, принадлежащее промежутку:
а) (-5;13) ответ: 12,-4
б) (-7;-1) ответ: 0,-6
в) [-3;0,7] ответ: 0,-3
г) [-18;1,8] ответ: 1,-18
4. Принадлежит ли промежутку [2,7;7] число:
а) 3 (нет)
б) 5 (да)
в) 12 (да)
г) 15 (да)
д) 36 (да)
е) 49 (да)
- Как применять свойства числовых неравенств при решении неравенств с одним неизвестным? (учащиеся встречаются с затруднением, составляют план по разрешению создавшегося затруднения)
- Какие свойства неравенств вы знаете? (учащиеся перечисляют)
- Вспомним, как решали линейные уравнения. Решим уравнение:
2x + 4 = 8
2x = 8 - 4
- Какое свойство вы использовали?
2x = 4
x = 2
- Каким свойством пользовались здесь?
- А теперь решим неравенство: 18 + 6x > 0
- Каким свойством необходимо воспользоваться, чтобы выразить слагаемое, содержащее x?
6x > -18
- Воспользуемся еще одним известным вам свойством, чтобы выразить x
x > -3
Множество решений неравенства представляет собой открытый числовой луч (-3; +∞), который изображаем следующим образом:
Ответ: (-3; +∞)
- Неравенство 5x − 11 > 3 при одних значениях переменной x обращается в верное числовое неравенство, а при других нет. Например, если вместо x подставить число 4, то получится верное неравенство 5 x 4 − 11 > 3 , а если подставить число 2 , то получится неравенство 5 x 2 − 11 > 3 , которое не является верным.
- Говорят, что число 4 является решением неравенства 5x − 11 > 3 или удовлетворяет этому неравенству. Нетрудно проверить, что решениями неравенства являются, например, числа 100, 180, 1000. Числа 2;0,5;−5 не являются решениями этого неравенства.
- Запишем определения.
Линейным неравенством с одной переменной x называют неравенство вида a · x + b > 0, где вместо знака > может быть любой другой знак неравенства (<, ≤, ≥), а a и b – действительные числа, причем a ≠ 0
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
Неравенства, имеющие одни и те же решения или не имеющие решений, называются равносильными.
- А теперь выделим алгоритм решения линейного неравенства с одним неизвестным:
Привожу примеры решения неравенств по алгоритму с подробным объяснением.
Пример 1. Решим неравенство 16x > 13x + 45.
Перенесем слагаемое 13x с противоположным знаком в левую часть неравенства: 16x − 13x > 45
Приведем подобные члены: 3x > 45
Разделим обе части неравенства на 3: x > 15
Множество решений неравенства состоим из всех чисел, больших 15. Это множество представляет собой открытый числовой луч (15;+∞), который можно изобразить:
Ответ можно записать в виде числового промежутка (15;+∞).
Следующие два примера решают у доски учащиеся, комментируя.
Пример 2. Решим неравенство 15x - 23(x +1) > 2x + 11
Раскроем скобки в левой части неравенства: 15x − 23x - 23 > 2x + 11
Перенесем с противоположными знаками слагаемое 2x из правой части неравенства в левую, а слагаемое − 23 из левой части в правую и приведем подобные члены:
15x - 23x - 2x > 11 + 23
-10x > 34
Разделим обе части на −10 , при этом изменим знак неравенства на противоположный: x < -3,4.
Множество решений данного неравенства представляет собой открытый числовой луч (-∞; -3,4), который можно изобразить следующим образом:
Ответ: (-∞; -3,4).
В приведенных примерах мы получали линейные неравенства, в которых коэффициент при переменной не равен нулю. Может случиться, что при решении неравенств мы придем к линейному неравенству вида 0 · x > b или 0 · x < b.
Неравенство такого вида, а значит и соответствующее исходное неравенство либо не имеют решений, либо их решением является любое число.
Привожу пример неравенства такого вида, объясняя его решение.
Пример 3. Решим неравенство 2(x + 8) − 5x < 4 − 3x.
Имеем:
2x +16 − 5x < 4 − 3x
2x − 5x + 3x < 4 − 16
Приведем подобные члены в левой части неравенства и запишем результат в виде 0 · x: 0 · x < -12.
Полученное неравенство не имеет решений, так как при любом значении x оно обращается в числовое неравенство 0 < -12, не являющееся верным. Значит, не имеет решений и равносильное ему заданное неравенство.
Ответ: решений нет.
- А теперь с учетом ранее допущенных ошибок, выяснения всех особенностей решений линейных неравенств, вам предлагается выполнить самостоятельную работу по вариантам. На доске написаны задания для двух.
Решить неравенства и изобразить множества их решений на координатной прямой.
На работу учащимся дается 15 минут. После сбора работ открываю на переносных досках решение самостоятельной работы. Ребята проверяют, где они допустили ошибки; отвечаю на вопросы учащихся.
- Что называется решением неравенства?
- Что значит решить неравенство?
- Каков алгоритм решения линейных неравенств?
- При выполнении каких заданий вы ошиблись? Почему?
- Укажите причины успехов и неудач своей деятельности на уроке.
- Продолжите высказывания об уроке:
Домашнее задание
п 34, № 837, 839, 840 (д-з)