Цели урока алгебры:
Оборудование: проектор, презентация к уроку, учебник "Алгебра, 8 класс" / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова. М.: Просвещение, 2017.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Великий математик Рене Декарт сказал: Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки. Я надеюсь, что эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока.
Даны ряды чисел:
Найдите: наибольшее и наименьшее значения, размах и среднее арифметическое каждого ряда. (Обучающиеся выполняют задание)
Учитель: Ребята, для чего нам может пригодится умение находить данные значения? (Ответы обучающихся)
- Такие задачи относятся к области математики, которая называется статистикой.
- Откройте тетради и запишите тему урока "Статистические характеристики".
- Как вы считаете, какие цели урока можно поставить? (Обучающиеся отвечают на вопросы, намечают план урока, ставят цели)
Статистика - это наука, занимающаяся сбором, измерением, обработкой и анализом разнообразных данных. В математической статистике для этого используются статистические характеристики
Основные статистические характеристики - это наибольшее и наименьшее значение, размах, среднее значение (среднее арифметическое), мода и медиана.
Среднее арифметическое n чисел – это частное от деления суммы этих чисел на их количество.
Размах ряда – это разность между наибольшим и наименьшим числом в ряду чисел. Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду.
Например, фиксируя каждый час в течение суток температуру воздуха на улице, можно определить среднесуточную температуру, и найти размах ряда, характеризующий изменение температуры воздуха в течение суток.
Мода ряда – это число, характеризующее какой-либо признак и встречающееся (повторяющееся) чаще, чем другие. В ряду чисел может быть более одной моды или не быть совсем.
Например, в ряду чисел: 47, 46, 50, 52, 47, 52, 49, 45, 43, 53 две моды – это числа 47 и 52, которые встречаются два раза, а в ряду чисел 69, 68, 66, 70, 67, 67, 71, 74, 63, 73, 72 моды нет.
Моду какого-либо ряда значений часто находят в торговле. Например, чтобы выяснить, товар какого производителя наиболее востребован на рынке или какая ценовая категория чаще всего привлекает покупателей.
Медиана ряда – это среднее значение упорядоченного ряда чисел в том случае, если ряд нечетный или среднее арифметическое двух средних чисел, если ряд четный.
Например: имеется упорядоченный ряд чисел: 1; 2; 2; 3; 4; 4; 5; 5; 5. Найдем значение каждой из характеристик:
Учитель объясняет схему решения, обучающиеся слушают объяснение материала и делают в тетрадях краткую запись решения.
1. На слайде представлен рост учеников 8 класса в сантиметрах: 62, 174, 156, 170, 165, 172, 161, 170, 164, 173, 159, 178. Определите средний рост учащихся в классе.
2. Марина за месяц получила следующие оценки по математике: 4, 3, 4, 5, 4, 5, 5, 4, 3, 5, 2, 5. Найдем размах и моду данного ряда чисел. (Марина получила одну двойку, две тройки, четыре четверки и пять пятерок. Значит мода данного ряда –5)
3. В супермаркете продается мороженое различных видов по следующим ценам (в рублях): 22, 55, 38, 42, 25, 31, 44, 37, 30. Определим среднее арифметическое и медиану этого ряда. (Для начала упорядочим ряд чисел по возрастанию: 22, 25, 30, 31, 37, 38, 42, 44, 55.
Посередине расположено число 37, значит оно и является медианой ряда. Сложим все числа и поделим полученную сумму на 9, получим 36 – среднее арифметическое ряда.)
Задание 1. Шесть сотрудников отдела обсуждали, кто сколько раз ходил на выборы за последние пять лет. Соответствующие данные приведены в таблице.
Фамилия |
Сколько раз участвовал в выборах |
1. Андреев |
8 |
2. Борисов |
0 |
3. Васильев |
2 |
4. Григорьев |
0 |
5. Дмитриев |
0 |
Определите:
Задание 2. В классе 27 человек. За контрольную пятеро получили двойки, шестеро – тройки, двое – пятерки, а остальные – четверки. Найдите моду, медиану и среднее арифметическое оценок.
Составим таблицу частот:
Оценки за контрольную |
2 |
3 |
4 |
5 |
Частота оценок |
5 |
6 |
14 |
2 |
Ответы: Среднее арифметическое равно: (2·5 + 3·6 + 5·2) = 94:27 = 3,48. Мода равна 4, медиана тоже равна 4.
Учитель: А теперь давайте подведем итог работы на уроке:
Вопросы для самопроверки:
- Что называется размахом ряда?
- Какие существуют средние арифметические характеристики ряда?
- Как найти среднее арифметическое ряда?
- Что такое мода ряда?
- Как найти медиану ряда с нечетным количеством членов?
- Как найти медиану ряда с четным количеством членов?
Домашнее задание
Запищите домашнее задание № 858, 859, 864. (Обучающиеся записывают в дневник домашнее задание и слушают пояснение)