Цели урока:
Задачи:
Оборудование: презентации по теме урока, тесты.
- Ребята, я хочу начать урок с одного эпизода из жизни математика Франсуа Виета.
Во время войны Франции с Испанией (XVI в.) испанцы применили для тайной переписки очень сложный шифр. Король Франции Генрих IV обратился за помощью к Виету, который через две недели разгадал шифр. Испанцы поняли, в чем дело только тогда, когда час за часом стали терпеть неудачи.
Испанские инквизиторы, считая, что человек не может разгадать такой сложный шифр, обвинили Виета в связи с нечистой силой и приговорили Виета к сожжению на костре. К счастью, Виета не выдали "святым" инквизиторам.
Альберт Эйнштейн говорил: Приходится распределять свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения гораздо важнее, поскольку политика существует только для определенного момента, а уравнения существуют вечно.
- Ребята на доске представлены некоторые задания из банка ОГЭ 9 класса. На сегодняшний день мы не знаем многих тем и алгоритмов решения некоторых заданий.
- Но как вы думаете, что их объединяет?
- Для их выполнения нужно уметь решать квадратные уравнения.
- Применение тестовой системы приводит к необходимости в быстром решении уравнений.
- Поэтому мы должны научиться приемам, которые помогут эффективно решать различные квадратные уравнения и экономить время их решения.
- А что для этого нужно знать? (способы решения квадратных уравнений)
- Итак, наша цель: обобщить опыт решения квадратных уравнений и уравнений, приводимых к квадратным; научиться выбирать рациональный путь решения.
Блицопрос
Закончите предложение:
Актуализации знаний учащихся (работа в парах). Учащимся предлагается заполнить таблицу, а потом сравнить записи, сделанные другими парами.
Уравнения |
a |
b |
c |
Вид уравнения |
|
2 |
- 4 |
1 |
|
х2 – √3 = 0 |
|
|
|
|
2х2 – 4х + 17 = 0 |
|
|
|
|
|
1 |
4 |
5 |
|
|
3 |
0 |
0 |
|
3 – 2х2 + 5х = 0 |
|
|
|
|
|
5 |
0 |
3 |
|
Усвоение новых знаний
На доске записаны уравнения. Учащимся предлагается разбить их на две группы – полные и неполные квадратные уравнения:
х2 + х – 3 = 0; х2 – 9 = 0; х2 – 9/49 = 0; х2 + 2х – 3 = 0;
5х2 – 7х + 3 = 0; х2 + 2х = 0; х2 – х – 2 = 0; 3х2 = 0;
5х2 + 3 = 0; 6х2 + 8х = 3.
Предлагается устно решить неполные квадратные уравнения.
Проблема
- Можно ли быстро найти корни полных квадратных уравнений?
- Для этого нужно воспользоваться определенными формулами.
Ребята, решите самостоятельно следующие полные квадратные уравнения.
Вариант 1
а) х2 + х – 2 = 0 (– 2; 1)
б) х2 + 2х – 3 = 0 (– 3; 1)
в) 5х2 – 8х + 3 = 0 (3/5; 1)
Вариант 2
а) х2 – х – 2 = 0 (– 1; 2)
б) х2 – 2х – 3 = 0 (– 1; 3)
в) 5х2 + 8х + 3 = 0 (-1; -3/5)
- Ребята, назовите корни уравнений, ответьте на вопросы и выполните следующие задания:
- Какие закономерности вы заметили? Сделайте общий вывод.
Вывод: ax2 + bx + c = 0.
Если a + b + c = 0, то х1 = 1, х2 = с/a
Если a – b + c = 0, то х1 = - 1, х2 = -c/a
Решите уравнения (устно)
а) 17х2 – 15х – 2 = 0
б) 3х2 – 4х – 7 = 0.
Применим умение решать квадратные уравнения в нетипичных случаях. Решить уравнения, приводимые к квадратным.
а) (х+3)/(2х-6)+ 29/(х+4)=3 (1,8; 10)
б) х4 – 3х2 – 4 = 0 (– 2; 2)
в) (х2 + 5х)(х2 + 5х – 2) = 24 (– 6; - 4; - 1; 1)
г) х – 6 √х + 5 = 0 (1; 25)
Выполнение этого задания можно провести в форме беседы. Учитель предлагает учащимся высказывать свои идеи и предложения по поводу решения уравнений В случае необходимости корректирует, уточняет ответы учеников или подсказывает возможные способы решения этих уравнений.
Задача 1. Площадь участка прямоугольной формы равна 32 м2. Длина участка на 4 м больше ширины. Найдите размеры участка.
Ответ: 4 м и 8 м.
Задача 2. Катер прошел 12 км по течению реки и 9 км против течения, потратив на весь путь 1 час. Найти скорость течения реки, если скорость катера в стоячей воде 21 км/ч.
Ответ: 3 км/ч.
- Давайте вспомним, какие способы решения квадратных уравнений существуют?
- Помните, что при решении уравнений, нужно выбирать наиболее рациональный способ решения.
Домашнее задание
Приготовить сообщение "Квадратные уравнения в Индии"