На уроке объяснение нового материала проходит с использованием ЭУ "Математика. Учебное электронное издание. 5 – 11. "Дрофа", 2003".
Учащиеся разбивают "круг" на равные части, рассматриваемые части по желанию можно окрашивать в разные цвета. Использование "круга" делает решение задач наглядным и простым.
Цель урока: научить формулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять это правило при выполнении действий.
Учитель: Начнем мы сегодня урок с устного счета, который послужит разминкой к нашей дальнейшей работе.
- Предлагаю вам покрутиться на "карусели".
- Заполните пропуски в лабиринте чисел.
Ответь на мои вопросы:
- Ребята, сейчас проведем словарный диктант.
- Возьмите листочки для словарного диктанта. Записываем слова.
- Обменяйтесь листочками и проверьте правильность написания математических терминов. За каждое верно записанное слово поставьте 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. Баллы выставляют в лист достижений.
Цапля весело шагала
Всех лягушек распугала.
Шеей длинной повертела
Всю округу оглядела.
Сладко к солнцу потянулась
Вся встряхнулась. (2 раза)
И укрывшись в камышах
Затаилась, улыбнулась...
Ролевая игра
Выходит Обыкновенная дробь.
- Здравствуйте, я Обыкновенная дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает?
- Назовите мой числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью 3/8)
- У нас сегодня с вами необычный урок. Вы сами будете открывать новые знания.
- Запишите в тетрадях число. Классная работа. Оставьте после классной работы 3 клеточки для записи новой темы.
- Перейдем к компьютерам.
Работа с ЭУ
Учитель предлагает открыть раздел ЭУ "Числа и вычисления" -> "3. Дроби и проценты" -> "3.5 Сложение и вычитание дробей" панель "Инструментарий" -> "Раскраска круга в заданном отношении".
Показать, как можно разбивать круг на части "Количество секторов".
1. Теперь выбирайте любой цвет на палитре и закрашивайте мышью любые части круга. Если надо снять закраску выберите белый цвет.
- Разбейте круг на 8 долей. Закрасьте 2 доли. Как эти 2 доли записать в виде обыкновенной дроби? (ответы учащихся)
- Запишите в тетрадях 2/8. Добавьте еще 5 долей. Как эти 5 долей за писать в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 5/8, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?
- Как ее записать в виде дроби? Запишите в тетрадях 7/8.
2. Разбейте круг на 9 долей. Закрасьте 3 доли. Как эти 3 доли записать в виде обыкновенной дроби? Запишите в тетради 3/9. Добавьте еще 5 долей.
- Как эти 5 долей записать в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 5/9, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?
- Как ее записать в виде дроби? Запишите в тетрадях 8/9.
- Как по-вашему что мы сейчас делали с дробями? (Мы сложили)
- Где мы поставим знак "+"?
- Кто может сформулировать правило сложения дробей. (Учащимся предлагается самим сформулировать правило сложения дробей)
3. Разбейте круг на 8 долей. Закрасьте 7 доли. Как записать эти 7 долей в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 7/8. Снимите закраску с 4 долей. Как записать эти 4 доли в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 4/8, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?
- Как ее записать в виде дроби?
- Запишите в тетрадях 3/8.
4. Разбейте круг на 11 долей. Закрасьте 9 долей. Как записать эти 9 долей в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 9/11. Снимите закраску с 5 долей. Как записать эти 5 долей в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 5/11, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?
- Как ее записать в виде дроби?
- Запишите в тетрадях 4/11.
- Как по-вашему что мы сейчас делали с дробями? (Вычитание)
- Где мы поставим знак "–"?
- Кто может сформулировать правило вычитания дробей? (Учащимся предлагается самим сформулировать правило вычитания дробей)
Правило находят в ЭУ "Основные сведения". Прочитать вместе с учащимися в ЭУ правило 1 и 2. В парах рассказать друг другу правило.
Физкультминутка
Сели, сделали корзиночку.
Первичное закрепление изученного материала
По ЭУ упражнение № 1, 4 (самостоятельно). За каждое верно вы полненное задание 1 балл. Максимальное количество – 2 балла.
- Пересели за парты. Возьмите карточку № 2. Запишите результаты вычислений.
- Проверим ответы. За каждое верно выполненное задание 1 балл. Максимальное количество – 9 баллов.
- Решим задачи на сложение и вычитание дробей. Открыли учебник стр. 217 № 980.
Из помидоров массой 5/16 кг и огурцов массой 9/16 кг сделали салат. Какова масса салата?
Решение: 5/16 + 9/16 = 14/16 кг масса салата
Ответ: 14/16 кг
№ 981
Масса станка равна 73/100 т, а масса его упаковки 23/100 т. Найдите массу станка с упаковкой.
Решение: 73/100 + 23/100 = 96/100 т масса станка с упаковкой.
Ответ: 96/100 т
№ 983
Одна бригада получила 7/10 т гвоздей, а вторая – на 3/10 т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?
Решение: 7/10 - 3/10 = 4/10 т получила вторая бригада.
Ответ: 4/10 т
- Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
Возьмите карточку № 3. Выполните тест.
- Какое число надо прибавить к одной девятой, чтобы получилось пять девятых?
- Проверим себя. Выставим 1 балл за каждое верно выполненное задание.
- Подсчитайте общее количество баллов в листе достижений и выставьте себе оценки.
Домашняя работа
Учебник Н. Виленкин "Математика 5" § 26.
Закончите предложение: