Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

На уроке объяснение нового материала проходит с использованием ЭУ "Математика. Учебное электронное издание. 5 – 11. "Дрофа", 2003".

Учащиеся разбивают "круг" на равные части, рассматриваемые части по желанию можно окрашивать в разные цвета. Использование "круга" делает решение задач наглядным и простым.

Цель урока: научить формулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять это правило при выполнении действий.

Ход урока

Устные упражнения

Учитель: Начнем мы сегодня урок с устного счета, который послужит разминкой к нашей дальнейшей работе.
- Предлагаю вам покрутиться на "карусели".

Математическая карусельМатематическая карусель

- Заполните пропуски в лабиринте чисел.

Заполните пропускиЗаполните пропуски

Ответь на мои вопросы:

  1. Сколько минут в 1/3 часа; в 1/4 часа; в 1/5 часа; в 1/6 часа?
  2. Сколько см в 1/2 метра; в 1/4 метра; в 1/5 метра; в 1/20 метра?
  3. Какую часть метра составляет 1 дм; 1 см?
  4. Какую часть часа составляет 1 минута?

- Ребята, сейчас проведем словарный диктант.
- Возьмите листочки для словарного диктанта. Записываем слова.

Словарный диктант

  1. Число семь в дроби. (числитель)
  2. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой. (радиус)
  3. Часть плоскости, ограниченная окружностью. (круг)
  4. Равные части, на которые делят целое. (доля)
  5. Число, которое показывает, на сколько долей делили целое. (знаменатель)
  6. Отрезок, соединяющий две точки окружности проходящий через ее центр. (диаметр)
  7. Доля, которая получается при делении целого на две части. (половина)
  8. Доля, которая получается при делении целого на три части. (треть)

- Обменяйтесь листочками и проверьте правильность написания математических терминов. За каждое верно записанное слово поставьте 1 балл. Максимальное количество – 8 баллов. Баллы выставляют в лист достижений.

Физкультминутка

Цапля весело шагала
Всех лягушек распугала.
Шеей длинной повертела
Всю округу оглядела.

Сладко к солнцу потянулась
Вся встряхнулась. (2 раза)
И укрывшись в камышах
Затаилась, улыбнулась...

Изучение нового материала

Ролевая игра

Выходит Обыкновенная дробь.

- Здравствуйте, я Обыкновенная дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает?
- Назовите мой числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью 3/8)
- У нас сегодня с вами необычный урок. Вы сами будете открывать новые знания.

- Запишите в тетрадях число. Классная работа. Оставьте после классной работы 3 клеточки для записи новой темы.
- Перейдем к компьютерам.

Работа с ЭУ

Учитель предлагает открыть раздел ЭУ "Числа и вычисления" -> "3. Дроби и проценты" -> "3.5 Сложение и вычитание дробей" панель "Инструментарий" -> "Раскраска круга в заданном отношении".

Показать, как можно разбивать круг на части "Количество секторов".

Разбиение круга на частиРазбиение круга на части

1. Теперь выбирайте любой цвет на палитре и закрашивайте мышью любые части круга. Если надо снять закраску выберите белый цвет.
- Разбейте круг на 8 долей. Закрасьте 2 доли. Как эти 2 доли записать в виде обыкновенной дроби? (ответы учащихся)
- Запишите в тетрадях 2/8. Добавьте еще 5 долей. Как эти 5 долей за писать в виде обыкновенной дроби?

- Запишите в тетрадях 5/8, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?
- Как ее записать в виде дроби? Запишите в тетрадях 7/8.

Дробь 7/8Дробь 7/8

2. Разбейте круг на 9 долей. Закрасьте 3 доли. Как эти 3 доли записать в виде обыкновенной дроби? Запишите в тетради 3/9. Добавьте еще 5 долей.
- Как эти 5 долей записать в виде обыкновенной дроби?

- Запишите в тетрадях 5/9, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?
- Как ее записать в виде дроби? Запишите в тетрадях 8/9.

Дробь 8/9Дробь 8/9

- Как по-вашему что мы сейчас делали с дробями? (Мы сложили)
- Где мы поставим знак "+"?
- Кто может сформулировать правило сложения дробей. (Учащимся предлагается самим сформулировать правило сложения дробей)

3. Разбейте круг на 8 долей. Закрасьте 7 доли. Как записать эти 7 долей в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 7/8. Снимите закраску с 4 долей. Как записать эти 4 доли в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 4/8, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?

- Как ее записать в виде дроби?
- Запишите в тетрадях 3/8.

Дробь 3/8Дробь 3/8

4. Разбейте круг на 11 долей. Закрасьте 9 долей. Как записать эти 9 долей в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 9/11. Снимите закраску с 5 долей. Как записать эти 5 долей в виде обыкновенной дроби?
- Запишите в тетрадях 5/11, отступив 1 клеточку. Сколько получилось долей?

- Как ее записать в виде дроби?
- Запишите в тетрадях 4/11.

Дробь 4/11Дробь 4/11

- Как по-вашему что мы сейчас делали с дробями? (Вычитание)
- Где мы поставим знак "–"?
- Кто может сформулировать правило вычитания дробей? (Учащимся предлагается самим сформулировать правило вычитания дробей)

Правило находят в ЭУ "Основные сведения". Прочитать вместе с учащимися в ЭУ правило 1 и 2. В парах рассказать друг другу правило.

Физкультминутка

Сели, сделали корзиночку.

Первичное закрепление изученного материала

По ЭУ упражнение № 1, 4 (самостоятельно). За каждое верно вы полненное задание 1 балл. Максимальное количество – 2 балла.
- Пересели за парты. Возьмите карточку № 2. Запишите результаты вычислений.

КарточкаКарточка

- Проверим ответы. За каждое верно выполненное задание 1 балл. Максимальное количество – 9 баллов.

Проверь себяПроверь себя

Закрепление изученного

- Решим задачи на сложение и вычитание дробей. Открыли учебник стр. 217 № 980.
Из помидоров массой 5/16 кг и огурцов массой 9/16 кг сделали салат. Какова масса салата?
Решение: 5/16 + 9/16 = 14/16 кг масса салата
Ответ: 14/16 кг

№ 981

Масса станка равна 73/100 т, а масса его упаковки 23/100 т. Найдите массу станка с упаковкой.
Решение: 73/100 + 23/100 = 96/100 т масса станка с упаковкой.
Ответ: 96/100 т

№ 983

Одна бригада получила 7/10 т гвоздей, а вторая – на 3/10 т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?
Решение: 7/10 - 3/10 = 4/10 т получила вторая бригада.
Ответ: 4/10 т

Итог урока

- Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
Возьмите карточку № 3. Выполните тест.

Тесть "Дроби"Тесть "Дроби"

- Какое число надо прибавить к одной девятой, чтобы получилось пять девятых?
- Проверим себя. Выставим 1 балл за каждое верно выполненное задание.

Ответы к тестуОтветы к тесту

- Подсчитайте общее количество баллов в листе достижений и выставьте себе оценки.

Домашняя работа

Учебник Н. Виленкин "Математика 5" § 26.

  • I уровень № 1013, 1019, 1015 (а – г)
  • II уровень № 1016.

Рефлексия

Закончите предложение:

  • Я думаю…
  • Мне кажется…
  • Я уверен…
  • У меня получилось…
  • У меня не получилось…
Размер:
169.03 Kb
Скачали:
13