Цель урока: способствовать формированию новых знаний при умножении десятичных дробей на натуральные числа.
Задачи:
Познакомиться с правилом умножения десятичных дробей на натуральные числа;
решать примеры и задачи изученных видов;
закрепить правила сложения и вычитания десятичных дробей, взаимосвязь между компонентами и результатами действий умножения натуральных чисел.
Базовый учебник: "Математика 5", авт.: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг. момент |
Учитель приветствует учеников. Сообщает им, что цели урока и тему они назовут сами, в ходе урока. |
Учащиеся приветствуют учителя. |
Актуализация знаний |
На доске написаны примеры: 1,83+1,83+1,83+1,83= 183 х 4 = Найти сумму, найти произведение. Пока они решают, учитель проводит устный счет. №1316 (б), №1319 (2). Учитель дает следующее устное задание: придумать задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, чтобы она решалась в одно действие. Учитель предлагает записать одну из задач в тетради виде выражения. Учитель предлагает придумать задачу, но, чтобы она решалась в два действия. Учитель предлагает записать решение одной из задач в тетради виде выражения. Учитель предлагает назвать и сформулировать правила, которые пришлось применить при выполнение этих задании. Учитель предлагает проверить работу у доски. Учитель предлагает назвать компоненты и результаты действий умножения. |
Выходят к доске два ученика и выполняют задание. Решают примеры цепочкой. Называют свои задачи. Записывают. Называют свои задачи. Ученики записывают.
Ученики называют действия сложения и вычитания десятичных дробей и формулируют их. Проверяют. Называют. |
Формирование новых знаний и умений |
Учитель спрашивает: легко или трудно решался пример? 1,83+1,83+1,83+1,83= Учитель спрашивает: Кто догадался как короче решить этот пример? Учитель предлагает сравнить и найти общее и различное в примерах: 183 х 4 = 1,83 х 4 = Учитель предлагает сделать вывод, что такое произведение десятичной дроби и натурального числа? Учитель предлагает сформулировать тему и главную задачу урока. Учитель предлагает прочитать на стр. 204 учебника строки, которые были произнесены учениками в качестве вывода. (Появляется 1-й слайд с образцом решения 1,83 х 4 =) |
Ученики предлагают заменить действие сложения другим действием, умножением. Один учащийся выходит к доске и решает этот пример виде 1,83х4 Называют общее общие черты: оба примера на умножение. Различие: во втором примере есть запятая. Ученики отвечают: произведение десятичный дроби и натурального числа – это сумма слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а кол-во слагаемых равно этому натуральному числу. |
Первичное закрепление |
№1306(а,б,в) Учитель предлагает решить эти примеры. Появляется второй слайд. После решения примеров учитель предлагает подвести итог и сформулировать новое правило. Учитель предлагает решить задачу №1312. Учитель предлагает ответить на вопросы: - Какие величины даны в задаче, можно ли ответить на главный вопрос и т.д. Учитель предлагает детям, решившим задачу раньше других изменить условие задачи добавив слово «одновременно». Учитель предлагает детям подвести итог урока по вопросам: были ли у Вас затруднения. Как вы решали проблему. Чему вы научились. В чем состоит правило умножения десятичной дроби на натуральное число. |
Ученики выходят по одному к доске и решают эти примеры, остальные работают в тетрадях. Ученики формулируют это правило. Читают задачу про себя. Ученики отвечают, один учащийся выходит к доске и решает задачу по действиям, остальные решают в тетрадях. Учащиеся решают задачу самостоятельно, с индивидуальной проверкой. |
Домашнее задние |
№ 1330 (а, б, в), № 1331. Подумать: свойства умножения натуральных чисел, перейдут ли на умножение десятичных дробей и натуральных чисел или нет? |
Записывают. |