Учебник: "Математика 5", Н.Я. Виленкин.
Цель урока: изучение нового материала по теме "Деление с остатком" и первичное закрепление изученного.
Задачи:
Оборудование: проектор, презентация "Деление с остатком".
Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность к уроку, и организует внимание учеников.
- Здравствуйте, садитесь! Сегодня очень хороший (солнечный) день.
- Давайте мы улыбнемся друг другу.
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.
- Пусть наш урок будет интересным и даст нам возможность открыть новые знания.
- Желаю всем нам успеха! В путь!
- Один мудрец однажды сказал: "Не для школы, а для жизни мы учимся!"
- В чем заключается смысл данной пословицы?
- Начнем наш урок с отгадывания анаграмм:
- неуравние – уравнение
- Какое слово объединяет все получившиеся слова? Почему?
- А теперь я предлагаю ответить на несколько вопросов.
А теперь выполним деление:
30 : 5
48 : 6
56 : 7
50 : 10
42 : 6
64 : 9
- Как записать последний пример?
Запись на доске учащимся: 64 : 9 = 7 (остаток 1)
- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (Деление с остатком)
- Запишите тему урока в тетрадь. Давайте сформулируем цели урока, продолжив фразу. (Слайд)
- Итак, сегодня на уроке мы с вами вспомним, как выполнять деление с остатком и будем упражняться при решении заданий, а также выведем правило нахождения делимого при делении с остатком.
- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
- Что значит разделить с остатком? (ответы учащихся)
- Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу.
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну? (Каждая пара работает над задачей самостоятельно, затем озвучивают свое решение)
Давайте проверим и запишем решение.
Решение: 23 : 4 = 5 (остаток = 3)
- Как называется число, которое делят? (Делимым)
- Что такое делитель? (Число, на которое делят)
- Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное)
- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении. (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток)
- Ребята, подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток?
- Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.
- Давайте посмотрим, как это правило записано в учебнике.
- Откройте учебник на стр. 99, прочитаем правило вслух.
- Сравните данное правило с тем, которое мы сформулировали сами.
- Итак, мы с вами самостоятельно сформулировали правило нахождения делимого при делении с остатком.
- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?
- Правильно, остаток всегда меньше делителя.
- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.
№ 532, заполнить таблицу на доске и в тетради. (работа в парах)
Учитель дает задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения.
- Проверим, что у вас получилось.
- Ребята, я вам показываю карточки: если ответ верный, то руки вверх и потянулись, если ответ неверный, то руки вперед и легли на парту.
0 : 5 = 0
9 : 9 = 0
7 : 7 = 1
1 : 6 = 6
8 : 0 = 8
5 * 1 = 1
8 : 1 = 1
9 * 1 = 9
4 : 4 = 7 : 7
- Сечас давайте посмотрим, как это правило можно применить при решении задач.
№ 529 (Задачу решает у доски ученик, остальные в тетрадях)
Ответ: 11 деталей можно отлить, 2 кг чугуна останется.
№ 533
а) 50 (остаток 8)
б) 61 (остаток 3)
в) 38 (остаток 4)
Задачи для каждого ряда.
Задача № 1
В автобусе 42 места. Сколько потребуется таких автобусов, чтобы перевезти 360 учеников?
360 : 42 = 8 (остаток 24)
Ответ: 9 автобусов
Задача № 2
Пирожное стоит 34 рубля. Какое наибольшее количество пирожных можно купить на 265 рублей?
265 : 34 = 7 (остаток 27)
Графический диктант "Да - нет"
4-5 правильных ответов – оценка 3.
6-7 правильных ответов – оценка 4.
8 правильных ответов – оценка 5.
- Какая тема нашего урока?
- Чему учились на уроке?
- К какому выводу пришли?
- Ребята, я прошу вас дать самооценку своей работы на уроке. (Каждому выдается лицо, ребятам необходимо нарисовать рот)
Этап оценивания знаний учащихся
- А теперь послушайте какие оценки я вам поставила за урок. (Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки)
- Я рада, что сегодня все были активны, сумели найти выход из затруднения, сделав для себя определенные открытия.
- Но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь впереди вас ждет еще много новых открытий.
Домашнее задание
- Для закрепления темы выполните следующее домашнее задание: § 13 № 551, 552.