План-конспект урока по математике для 5 класса "Деление с остатком"

Учебник: "Математика 5", Н.Я. Виленкин.

Цель урока: изучение нового материала по теме "Деление с остатком" и первичное закрепление изученного.

Задачи:

  • формировать навыки деления с остатком;
  • содействовать развитию умения понимать и использовать математические средства наглядности.

Оборудование: проектор, презентация "Деление с остатком".

Ход урока

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность к уроку, и организует внимание учеников.

- Здравствуйте, садитесь! Сегодня очень хороший (солнечный) день.
- Давайте мы улыбнемся друг другу.
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.

- Пусть наш урок будет интересным и даст нам возможность открыть новые знания.
- Желаю всем нам успеха! В путь!

- Один мудрец однажды сказал: "Не для школы, а для жизни мы учимся!"
- В чем заключается смысл данной пословицы?

Устный счет

- Начнем наш урок с отгадывания анаграмм:

- неуравние – уравнение

  • тимакамате – математика;
  • жеслоние – сложение;
  • ниеледе – деление.

- Какое слово объединяет все получившиеся слова? Почему?
- А теперь я предлагаю ответить на несколько вопросов.

  1. Как называются числа при делении?
  2. Как называются числа при умножении?
  3. Как найти неизвестное частное?
  4. Как найти неизвестный делитель?
  5. Как найти неизвестный множитель?

А теперь выполним деление:

30 : 5
48 : 6
56 : 7

50 : 10
42 : 6
64 : 9

Актуализация знаний

- Как записать последний пример?

Запись на доске учащимся: 64 : 9 = 7 (остаток 1)

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (Деление с остатком)
- Запишите тему урока в тетрадь. Давайте сформулируем цели урока, продолжив фразу. (Слайд)
- Итак, сегодня на уроке мы с вами вспомним, как выполнять деление с остатком и будем упражняться при решении заданий, а также выведем правило нахождения делимого при делении с остатком.

Получение новых знаний

- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
- Что значит разделить с остатком? (ответы учащихся)
- Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу.

В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну? (Каждая пара работает над задачей самостоятельно, затем озвучивают свое решение)

Давайте проверим и запишем решение.

Решение: 23 : 4 = 5 (остаток = 3)
- Как называется число, которое делят? (Делимым)
- Что такое делитель? (Число, на которое делят)

- Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное)
- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении. (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток)
- Ребята, подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток?

- Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.
- Давайте посмотрим, как это правило записано в учебнике.
- Откройте учебник на стр. 99, прочитаем правило вслух.

- Сравните данное правило с тем, которое мы сформулировали сами.
- Итак, мы с вами самостоятельно сформулировали правило нахождения делимого при делении с остатком.
- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?

- Правильно, остаток всегда меньше делителя.
- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.

Закрепление изученного материала

№ 532, заполнить таблицу на доске и в тетради. (работа в парах)

Заполните таблицуЗаполните таблицу

Учитель дает задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения.
- Проверим, что у вас получилось.

Физкультминутка

- Ребята, я вам показываю карточки: если ответ верный, то руки вверх и потянулись, если ответ неверный, то руки вперед и легли на парту.

0 : 5 = 0
9 : 9 = 0
7 : 7 = 1

1 : 6 = 6
8 : 0 = 8
5 * 1 = 1

8 : 1 = 1
9 * 1 = 9
4 : 4 = 7 : 7

Организация первичного контроля

- Сечас давайте посмотрим, как это правило можно применить при решении задач.
№ 529 (Задачу решает у доски ученик, остальные в тетрадях)

  1. 20 * 10 = 200 (кг) – масса 10 болванок.
  2. 200 : 18 = 11 (ост 2)

Ответ: 11 деталей можно отлить, 2 кг чугуна останется.

№ 533
а) 50 (остаток 8)
б) 61 (остаток 3)
в) 38 (остаток 4)

Задачи для каждого ряда.

Задача № 1

В автобусе 42 места. Сколько потребуется таких автобусов, чтобы перевезти 360 учеников?

360 : 42 = 8 (остаток 24)
Ответ: 9 автобусов

Задача № 2

Пирожное стоит 34 рубля. Какое наибольшее количество пирожных можно купить на 265 рублей?

265 : 34 = 7 (остаток 27)

Графический диктант "Да - нет"

  1. Результат деления называют частным.
  2. Остаток может быть равным делителю.
  3. Делить можно на любое число.
  4. Деление обладает переместительным свойством.
  5. Если делимое и делитель умножить на одно и то же число, то частное не изменится.
  6. При делении с остатком, остаток больше делителя.
  7. Чтобы проверить, верно ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.
  8. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель.

4-5 правильных ответов – оценка 3.

6-7 правильных ответов – оценка 4.

8 правильных ответов – оценка 5.

Подведение итогов урока

- Какая тема нашего урока?
- Чему учились на уроке?
- К какому выводу пришли?

Рефлексия

- Ребята, я прошу вас дать самооценку своей работы на уроке. (Каждому выдается лицо, ребятам необходимо нарисовать рот)

Этап оценивания знаний учащихся

- А теперь послушайте какие оценки я вам поставила за урок. (Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки)
- Я рада, что сегодня все были активны, сумели найти выход из затруднения, сделав для себя определенные открытия.
- Но не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь впереди вас ждет еще много новых открытий.

Домашнее задание

- Для закрепления темы выполните следующее домашнее задание: § 13 № 551, 552.

Размер:
97.31 Kb
Скачали:
13