Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему "Формулы"

Цель урока: формировать способность учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов по теме "Формулы".

Планируемые результаты:

  • научиться записывать зависимость между величинами в виде формул;
  • уметь производить вычисления по формуле пути, получить производные от нее формулы скорости и времени;
  • знать формулы пути, нахождение времени и скорости, нахождение периметра квадрата и прямоугольника;
  • уметь решать задачи и использованием формул.

Учебник: Математика 5 класс: для учащихся общеобразовательных организаций. (Авторы: А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)

Ход урока

1. Этап мотивационно-целевой

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте своё тепло однокласснику. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

 

Проверим готовность к уроку. Проговорить о рабочих листах. (урок необычный, поэтому и работать будем не в обычных тетрадках, а в рабочих листах)

Ученики занимают свои места

Мотивация учебной деятельности школьников

Учитель предлагает ученикам охарактеризовать число 15 (то есть назвать все свойства числа: натуральное, нечётное, двузначное, состоит из одного десятка и пяти единиц и т.д.).

Ученики перечисляют свойства числа «15».

Актуализация опорных знаний учащихся

Вопросы ученикам:

- Вспомните, пожалуйста, что такое формулы?

- Как записывается формула пути?

- Как найти скорость по формуле пути?

- Как найти время? 

А теперь поиграем в игру «верно-неверно». (Учитель показывает на слайде решённый пример, а ученики устно проверяют результат и поднимают карточки: если считают, что пример решен верно, то показывают зелёную карточку; если решен неверно, то карточка красная)

Молодцы! Вы очень быстро считаете!

 

Устный счет с использованием сигнальных карточек.

2. Этап операционально-содержательный целевой

Выход на тему и цель урока

Давайте определим тему сегодняшнего урока. Для этого предлагаю разгадать кроссенс (на слайде представлены 8 фрагментов из сказок и мультфильмов, по которым надо определить тему урока).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что планируете сделать на уроке?

- Скажите, а вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые сказки.

- Можно ли связать вместе математику и сказки?

На уроке мы систематизируем знания по теме «Формула пути», будем решать задачи, которые часто встречаются в сказках и в повседневной жизни. 

Итак. Тема урока «Формулы. Сказки и математика».

Ученики определяют, что общего есть на предложенных картинках, как это можно связать с уроком математики. (выходят на тему урока, называют её) 

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Задание 1

Индивидуальная работа. Каждый самостоятельно в рабочих листах решает предложенные задачи, используя изученные формулы:

1. Баба Яга пролетела в ступе 80 км за 4 часа. С какой скоростью летела Баба Яга?

2. Сапоги – скороходы за 6 часов прошли 126 км. Какова скорость сапог – скороходов?

3. Кощей Бессмертный летал над лесом 3 часа со скоростью 30 км в час. Какое расстояние пролетел Кощей за это время?

Обменялись с соседом по парте листочками (взаимопроверка). Один из детей зачитывает условие и решение; остальные проверяют листок соседа по парте. Оценку выставляют одним из смайликов.

- У кого все правильно?

- Кому надо быть внимательнее?

- Заполните таблицу результатов. (в своих рабочих листах в таблицу выставляют полученную оценку)

Решают самостоятельно, затем взаимопроверка.

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Задание 2

Работают в парах. В рабочих листах ученикам предложены задачи со сказочными героями. (у каждой пары учеников «своя» сказка и свои задачи)

Работают парами в рабочих листах, фиксируют ответы.

Физкультминутка

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да)

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.

Подмигните друг другу «Всё у нас получилось!»

 

Самопроверка

Оценивание работ учащихся по группам. Самый активный ученик зачитывает условие задач и называет ответ. Учащиеся аналогичных групп проверяют свои результаты.

Сообщение домашнего задания 

Прочитать домашнее задание вслух: «Составить задачу о героях сказки». 

Рабочий листРабочий лист

3. Этап рефлексивно-оценочный

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Справились ли с тем, что планировали?

На доске три смайлика:

- Ура! Всё отлично.

- У меня всё нормально.

- Что-то пошло не так…

А теперь подойдите к доске и возьмите конфетку у того смайлика, который соответствует вашему состоянию на уроке (было интересно; так себе; не интересно).

Всем спасибо за работу! До свидания!

Проговаривают причины возникших на уроке затруднений, фиксируют способы исправления возникших ошибок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!