Цель урока: показать на примере героев повести образец героизма и интернационализма, верности долгу и любви к Родине. Отметить художественные особенности произведения.
Приемы: слово учителя, анализ-беседа, выразительное чтение стихотворений Булата Окуджавы, Мусы Джалиля, Ивана Белякова.
Оборудование: тема на доске, эпиграф из поэмы А. Твардовского "По праву памяти", толкование слов: героизм, патриотизм, интернационализм.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку литературы.
- Ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о повести Василия Алексеевича Попова "Они приближали рассвет".
- Впервые она была напечатана в 1968 году, в литературном альманахе "Кубань".
- Создана повесть на документальной основе, реальных фактах. Состоит из 36 глав.
- В ней рассказывается об оккупации Анапы, об участниках партизанской группы "Рассвет", борющихся по велению сердца и гражданского долга с ненавистным фашистским режимом.
- В качестве эпиграфа я выбрала слова поэта Александра Твардовского из поэмы " По праву памяти".
Не лгать.
Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если – то и жизнь отдать.
- Можно ли эти слова считать девизом героев повести В. Попова? Почему? (Несомненно, в них отражается решительный настрой людей, по-настоящему преданных Родине, готовых ради нее на самопожертвование)
- В основном, это были очень молодые люди, вчерашние школьники, за короткое время повзрослевшие, ставшие личностями.
- Известный поэт Булат Окуджава (участник войны) так написал о своих ровесниках. (Стихи читает ученица)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
- На оккупированной территории Кубани 3 августа 1942 года создан Южный штаб партизанского движения. Всего было 8 штабов и 86 партизанских отрядов в Краснодарском крае.
- Анапа была оккупирована около года. А группа "Рассвет" действовала с сентября 1942 по февраль 1943 года.
Запись в тетрадь:
Время Сентябрь 1942 – февраль 1943 года.
Место Анапа.
Пароль: "Рассвет уже близок, она – у порога, свобода родимой земли!"
- Кто был участником группы "Рассвет"? (Ответы учащихся)
- Чем занимались подпольщики?
- Подпольной группой руководила Катя Соловьянова, двадцатилетняя комсомолка. Почему именно она возглавила подполье? (Катя была сильным человеком, обладала лидерскими качествами, могла повести за собой, убедить в своей правоте)
- Но у Кати был существенный недостаток – молодость и неопытность. Кто стал ей помогать? (Николай Пилипенко разоблачил скрытых врагов, запретил жечь хлеб, погиб смертью храбрых, а когда его не стало, Катина мама стала ее помощницей)
- С кем боролись комсомольцы? (Германское начальство: Вили Герст - абвер, Генрих Газе - шеф гестапо. С предателями - Виктором Соколовым, радистом Яриновым)
Ученик прочитает стихотворение Мусы Джалиля, посвященное другу, в котором поднимается тема предательства.
Дал клятву я: жизнь посвятить народу,
Стране своей - отчизне всех отчизн.
Для этого, хотя бы жил столетья,
Ты разве бы свою не отдал жизнь?!
Как долгой ночью солнечного света,
Так жду в застенке с родины вестей.
Какая сила - даже на чужбине -
Дыханье слышать родины своей!
Чем, шкуру сохранив, забыть о чести,
О, пусть я лучше стану мертвецом!
Какая ж это жизнь, когда отчизна,
Как Каину, плюет тебе в лицо!
Такого "счастья" мне совсем не надо.
Уж лучше гибель - нет обиды тут!
Не стану чужаком в краю родимом,
Где даже мне воды не подадут.
- Почему эти люди встали на путь предательства? Их злодеяния?
(Соколов по происхождению был внуком казачьего офицера, человеком, обиженным на советскую власть, которая лишила его богатства. Яринов – радист, завербованный немцами в Ростове–на-Дону.
Эти предатели вели себя как провокаторы, они подвели к смерти группу молодых комсомольцев, у маяка сорок ребят и девчат были расстреляны немцами. Соколов принимал участие в зачистках, убийствах, выдал Торсину)
- Кто еще из жителей Анапы вызывает негативные чувства? (Базарные торговцы, их осуждал даже Соколов)
- Советские люди были интернационалистами? (Да. Вместе с русскими против оккупации боролись гречанка Аза Григориади, азербайджанец Мамед Абдуллаев, армянин Самсон Карапетьян)
- В чем ошибка Клавдии Торсиной? (Именно она выдает немцам Катю, адреса подпольщиков)
- Как гибнут рассветовцы?
(Февраль 1943 года – время гибели членов группы "Рассвет". Первой погибает Клавдия, затем Тимофей, Аза взрывает мину, когда в каморку врываются немцы. Катя Соловьянова с матерью, Слава Бондаренко оказываются в руках Герста. Их подвергают пыткам, затем Катю выпускают на улицу в надежде, что она пойдет по адресам подпольщиков.
Эта уловка не удается. Катя никого не выдает. В последние минуты жизни она вспоминает о солнце, которое будет светить всегда)
- Какова судьба Владика Каширина? (Оставшись в живых, парень не опускает рук, продолжает борьбу. От руки пишет 16 листовок, расклеивает их по городу. Погибает Владислав уже после войны, при попытке обезвредить неразорвавшийся немецкий снаряд)
- Ребята, я написала на доске три толкования слов: героизм, патриотизм, интернационализм.
Героизм - мужество, способность к совершению подвига, решительность и самопожертвование.
Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества разных народов, основанный на общности их интересов, равноправия и независимости.
- Этими качествами обладали и герои повести и их современники, в них собрано все лучшее, что помогло выстоять и одержать победу над армией "непобедимой" Германии, до того покорившей много европейских держав, но не сумевшей поставить на колени советский народ, превратить людей в рабов "великого" Рейха.
- События, рассказанные в повести, происходили более восьмидесяти лет назад, я думаю, теперешним школьникам есть чему поучиться у тех молодых парней и девушек, которые прожили небольшую, но честную и достойную жизнь.
- Завершить урок хочу отрывком из поэмы Ивана Белякова "Вечная юность".
Вела на подвиги страна,
И в жизни быстротечной
Их не забудут имена,
И точно так же, как весна,
Их юность будет вечной.