Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями творческого метода С. Есенина и раскрыть художественный мир его поэзии.
Задачи:
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем говорить о поэтах и поэзии XX века.
- И познакомимся мы сегодня с личностью и творчеством человека, которого, кажется не нужно представлять. Это самый читаемый поэт в России: Сергей Есенин.
- С биографией Есенина вы познакомились дома, прочитав автобиографическую статью С.А. Есенина "О себе" и статью учебника. (проверяем домашнее задание с помощью теста)
1. Когда родился С. Есенин?
а) 1878 г
б) 1891 г
в) 1895 г
2. Где родился Сергей Есенин?
а) в Смоленской губернии
б) в Рязанской губернии
в) в Орловской губернии
3. В какой семье родился поэт?
а) в дворянской
б) в крестьянской
в) в мещанской
4. Где он получил первоначальное образование?
а) в частном пансионате
б) в гимназии
в) церковно-учительской школе
5. В 18 лет Сергей отправляется…?
а) в Петербург
б) в Москву
в) в Калугу
6. Первый, с кем познакомился Есенин из поэтов был…?
а) Клюев
б) Городецкий
в) Блок
7. С каким литературным течением связывают творчество С. Есенина?
а) символизм
б) имажинизм
в) футуризм
8. Одним из выдающихся произведений Сергей Есенина является поэма…?
а) "Двенадцать"
б) "Реквием"
в) "Анна Снегина"
9. Год смерти С.А. Есенина?
а) 1915 г
б) 1946 г
в) 1925 г
Монолог учителя
- А теперь запишни тему урока.
- Произнесите фамилию - Есенин. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее. Поэт шутил: "Во мне живут осень и ясень".
- И никаких псевдонимов, столь популярных в то время, не понадобилось!
- "Поэт родной земли" - точнее и не скажешь, если говорить о творчестве Есенина. Мировосприятие Есенина как поэта складывается под влиянием русской природы.
- Все это было дорого Есенину и как поэту, и как человеку.
- Когда ему было особенно трудно, он обращался душой и сердцем к родной рязанской земле, обретая нравственную силу для своих стихов и поэм.
- Есенин любил этот мир старой русской деревни, этот быт крестьянской жизни и народные праздники.
- Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.
- К.Л. Зелинский писал: "Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо".
(работа в группах)
- Давайте обратимся к стихотворениям Сергея Есенина, посмотрим как изображает природу поэт. Действительно природа у Есенина – "живое существо" или нет. На вашем столе лежат таблицы (см. приложение) и карточки с заданиями.
- Прочитайте стихотворения и ответьте на вопросы, которые вы видите в карточках. (задание на 5-7 минут)
- Анализ стихотворений обобщаем в таблице. Каждый заполняет для себя. Смотрим на экран и выполняем задание по образцу. (Работает первая группа, записи в таблице делают все)
- Прочитайте выразительно стихотворение. (один ученик читает стихотворение)
- Каким настроение наполнено стихотворение? (радости, веселья, раздолье, лирический герой захлебывается от счастья, он рад встречи с родным краем)
- Какое время года изображено? (лето, тополя пахнут, пахнет яблоком и мятой)
- Что обозначает слово "Спас"? (православные праздники в августе месяце – медовый и яблочный. Люди несут в храм яблоки и мед, чтобы осветить дары природы)
- Какие объекты природы встречаем в стихотворении? (хаты, иконы, синь, небо, поля, тополя, околицы, церкви – панорама русской деревни)
- Все обратили внимание на то, что объекты природы у Есенина находятся в движении – "гудит пляс", "чахнут тополя".
- Как называется литературный прием, с помощью которого автор наделяет что-то неодушевленное признаками живого существа? (олицетворение)
- Записываем определение.
Олицетворение – это литературный прием, в котором неодушевленному предмету, животному, природе или отвлеченному понятию приписываются свойства человека
- Предмет словно оживает, наделяется чувствами, речью, а также эмоциями. Например: лес запел, ива плачет, солнце смеется.
- Назовите олицетворения в этом стихотворении. ("синь сосет глаза", "гудит пляс", "чахнут тополя")
- Какими звуками наполнено стихотворение? ("гудит веселый пляс", "звонко чахнут тополя", "девичий смех")
- Какие краски использует автор? (использует звукопись, повторение)
- Не кажется ли вам, что стихотворение издает запах? Чем пахнет? (яблоком и медом)
- Итак, мы прочитали и разобрали только одно стихотворение. Теперь работает вторая группа. Представьте, пожалуйста, ваше стихотворение. ("Поет зима – аукает")
- Какое время года изображено в стихотворении? (зима)
- Какие объекты природы встречаем в стихотворении? (лес, облака, метелица, воробышки, вьюга)
- А в этом стихотворении оживают объекты природы? Докажите! (зима поет, аукает; лес баюкает; вьюга злится)
- Какими звуками наполнено стихотворение? (зима аукает, лес баюкает, вьюга ревет, стучит)
- Каким цветом нарисовали картину? (серые облака, белая метелиц)
- Какие впечатления остались после прочтения? (побывали зимой в непогоду на улице)
- И третья группа представляет нам свое стихотворение.
Выразительное чтение стихотворения "Закружилась листва золотая"
- Время года можно определить уже по первой строке. Это? (осень)
- Какое настроение у лирического героя? ("и в душе, и в долине прохлада"; тихая грусть, спокойствие при созерцании окружающего мира)
- Найдите объекты природы. (листья, вода в пруду, вечер, отрок-ветер, сумрак)
- Назовите олицетворения. (закружилась листва, замрет бубенец)
- Какие звуки мы встретили в тексте? (смолкнет сад, прозвенит и замрет бубенец)
- Какие краски использует поэт? (золотая листва, розовая вода, синий сумрак)
Обобщение анализа стихотворений (в таблице)
- Посмотрите на нашу таблицу. Что у нас получилось?
|
Стихотворение |
Время года |
Объект природы |
Олицетворения |
Звуки |
Цвет |
Запах |
|
«Гой ты, Русь, моя родная» |
|
|
|
|
|
|
|
«Поёт зима-аукает» |
|
|
|
|
|
|
|
«Закружилась листва золотая» |
|
|
|
|
|
|
- Мы проанализировали лишь три стихотворения Сергея Есенина. Увидели, что в стихотворениях изображены разные времена года. И лето, и зима, и осень, и, конечно, есть стихи, посвященные весне, вы их прочитаете самостоятельно.
- А как разнообразны природные объекты (хаты, поля, леса, реки)! При описании природы Есенин использует специальные изобразительные средства языка.
- Мы сегодня уделили особое внимание олицетворению, на следующем уроке поговорим о метафорах, эпитетах, которые помогают сделать речь образной, более выразительной, живой.
- При использовании олицетворения окружающие нас предметы оживают. И мы невольно верим поэту, так как в его стихах разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера.
- Что же получается? Природа у Есенина живая, она издает звуки, переливается красками, даже пахнет, а еще она поет!
- Стихи Есенина настолько мелодичны, что многие композиторы переложили стихи на музыку. У нас сегодня есть возможность прослушать некоторые композиции ("Клен ты мой опавший", "А Заря…", "Покраснела рябина")
- Лирика Серея Есенина настолько многопланова, что легко объединяет в себе такие виды искусства, как литература, живопись, музыка.
- Когда мы начинали урок, я сказала, что Есенин – это самый читаемый поэт в России!?
- Как вы думаете почему? (Ответы учащихся)
- В чем секрет популярности стихов Есенина? (стихи просты и доступны, описывают чувства, которые испытывал каждый из нас хоть раз в жизни)
- На этом мы заканчиваем наш урок. (выставляем оценки)
- Выучить наизусть одно стихотворение Сергея Есенина (на выбор):
1 группа
Стихотворение "Гой ты, Русь, моя родная"
2 группа
Стихотворение "Прет зима – аукает…"
3 группа
Стихотворение "Закружилась листва золотая"