Цель урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
- Ребята, скажите, хорошо ли вы знакомы с географической картой нашей страны? (да)
- Хорошо! Тогда я хочу попросить одного из вас выйти к доске и показать на карте Республику Татарстан. (Один из учащихся выходит к доске или к экрану и показывает на карте Татарстан)
- Спасибо! А знаете ли вы, как называется столица этой республики? (Казань)
- Да, вы правы! Как вы думаете, почему мы начали наш урок именно с этого? (Будем знакомиться с писателем из Татарстана, изучать его творчество)
- Совершенно верно! А с каким именно произведением мы будем сегодня знакомиться подскажет песня.
- Ребята, давайте послушаем отрывок из известной советской песни Вениамина Баснера "С чего начинается Родина?".
- Подумайте над смыслом этой песни! (Текст песни учитель раздает всем учащимся, это нужно прежде всего для слабовидящего учащегося)
С чего начинается родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
- Скажите, а с чего у вас начинается Родина? Что для вас значит Родина? (Родной дом, семья, друзья, страна и т.д.)
- И кто же догадался, о чем будет произведение, с которым мы сегодня с вами познакомимся? (О Родине, о родном доме, о семье, о родном и т.д.)
- Да, вы правы! Я неслучайно обратилась к карте и попросила вас найти на ней именно эту республику. Ведь именно здесь родился замечательный поэт Габдулла Тукай.
- И вы все верно подметили: мы будем знакомиться с его стихотворением о Родине, которое называется "Родная деревня".
- Тема нашего урока: "Образ Родины в стихотворении Габдуллы Тукая "Родная деревня".
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. Запишите тему и эпиграф в тетрадь, а также подумайте, что значит высказывание Якуба Коласа, белорусского писателя. В конце урока мы к этому вернемся.
- Ребята, вам известно, что Россия - многонациональная страна. В нашей стране вместе с русской необычайного расцвета достигла литература других народов. И литература народов России очень богата и многоголоса!
- Многие имена мы прекрасно знаем с детства: Чингиз Айтматов, Муса Джалиль, Расул Гамзатов, Бэлла Ахмадулина и многие другие. Имя Габдуллы Тукая, замечательного поэта Татарстана, представителя российской поэзии, также дорого нам.
- Послушайте внимательно о детстве и юности Габдуллы Тукая.
Детство и юность
14 апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.
Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.
В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.
Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.
- А о начале творческого пути нам расскажет … (имя сильного ученика, сообщение заранее подготовлено и обговорено с учителем)
Творческий путь
После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.
В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи.
Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.
Наиболее известные произведения Тукая - "Су анасы", что переводится с татарского на русский как "Русалка" или "Водяная", "Кызыклы шекерт" - "Забавный ученик", "Сагыныр вакытлар" - "Незабываемое время". Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки "Призыв к труду", "Веселые странички".
Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах. Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.
Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.
- Ребята, вот мы и познакомились с биографией поэта. Мы узнали, что Габдулла Мухамедгарифович Тукай – татарский народный поэт, публицист, переводчик, литературный критик и общественный деятель.
- Будучи основоположником школы поэзии, заложил крепкий фундамент татарского языка и литературы. К сожалению, скончался молодой поэт 2 апреля 1913 года, совсем немного недожив до своего 27-летия. Причиной его кончины стала чахотка, которая подорвала истощенный постоянным голодом организм.
- Ребята, скажите, что вам запомнилось из биографии Габдуллы Тукая? (Учащиеся отвечают)
- Ребята, теперь мы приступаем к прочтению и анализу стихотворения "Родная деревня". Произведение "Родная деревня" написано в 1909 году и посвящено родине поэта - деревне Кырлай. Вы помните из биографии, что именно в этой деревне жил Тукай. Здесь он учился не только грамоте, но и преодолевать все жизненные трудности.
- Вам интересно, как звучит это стихотворение в оригинальном прочтении, то есть на татарском языке? (да)
- Давайте послушаем! (Учитель включает аудиозапись с прочтением этого стихотворения. На партах учащихся лежат тексты стихотворения на татарском и русском языках)
Народный артист Татарстана и России Ильдус Ахметзянов читает стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая "Туган авыл". ("Родная деревня")
- Скажите, каким вам показалось это прочтение? Каким показался вам язык? (плавным, мелодичным, красивым)
- Да, действительно, татарский язык – это мелодичный язык, в нем много метафор, крылатых выражений, сравнений, то есть он богат средствами художественной выразительности.
- Хорошо, теперь нам нужно обратиться к этому же стихотворению, только уже в прочтении на русском языке. Перевод с татарского языка на русский В. Тушновой.
Родная деревня
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде,
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу, - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я, -
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
(Г. Тукай)
- Скажите, какое у вас впечатление от этого стихотворения?
- В стихотворении есть слова, значение которых вам может быть непонятно. Давайте проведем словарную работу.
Все задания, которые учащиеся будут выполнять в процессе анализа стихотворения прописаны в рабочем листе. Рабочий лист слабовидящего учащегося отличается тем, что имеет крупный шрифт. Учащиеся записывают значения слов в рабочем листе, объясняя их значение с помощью толкового словаря Ожегова.
Отрада - чувство удовольствия, радости, удовлетворения.
Отрадно – приятно, радостно.
Стеденый – очень холодный.
Коран - главная мусульманская "священная" книга, признаваемая верующими божеств, откровением, священным писанием. (значение этого слова объясняет учитель)
Пророк – избранник Бога на земле.
Борозда - канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
Соха - сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
- Молодцы! Давайте продолжим анализ. Скажите, приходилось ли вам скучать по родным местам, по родному дому? Что вы при этом испытывали? (грусть, тоску)
- Ответьте на вопрос: а какие чувства передает автор в этом стихотворении? (любовь к своей Родине)
- Можно ли это считать темой стихотворения? (да)
- Конечно! Сформулируем тему стихотворения "Родная деревня" и напишем ее в рабочем листе. Давайте еще раз повторим, тема стихотворения - любовь к своей малой родине и к своему родному краю. А в образе лирического героя выступает сам поэт.
- Теперь вспомним, что такое жанр. Если вы забыли определение жанра, ищем в литературоведческом словаре.
Учащиеся работают с литературоведческим словарем: жанр - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, новелла и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др.
- Так к какому жанру относится это произведение? (лирическое стихотворение)
- Да, это лирическое стихотворение. Автору в полной мере удается отобразить глубину своих чувств и эмоций.
- Давайте вспомним, что такое композиция стихотворения, попробуем ее определить.
Композиция стихотворения - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора
- Хорошо, теперь посмотрите на определение этого понятия. То есть нам нужно с вами определить, как построено это стихотворение, из скольких строф оно состоит, а также смысл каждой строфы. Выполняем это задание в рабочем листе.
- Из скольких строф состоит это стихотворение? А из скольких строк? (из 4-х строф, строк - 16)
- Правильно! Определим, о чем каждая строфа. Читаем первую строфу и пробуем определить ее смысл.
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
- О чем первая строфа? (в этой строфе воспроизводится как будто картинка из воспоминаний детства поэта. Мы читаем и сразу представляем эту картинку. Лирический герой вспоминает с теплотой родные места)
- Какие слова нам помогают понять это?
- Верно! Вторая строфа:
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
- О чем вторая строфа? (лирический герой перечисляет то, чему он научился здесь, что дала ему родная сторона)
- Какие слова нам помогают понять это?
- Как вы думаете, почему поэт вспоминает молитву из Корана? Вспомните, это связано с его биографией. (Тукай учился в медресе д. Кырлай под Казанью, вера для него значила очень много)
- Хорошо! Попробуем определить смысл третьей строфы.
Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде,
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
- О чем же третья строфа? (лирический герой вспоминает детство)
- Какие слова нам помогают понять это?
- Верно! Обратите внимание, что поэт вспоминает не только забавы и развлечения детства, но и картины сельского труда.
- Разберем четвертую строфу.
Я многое увижу, - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я, -
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
- О чем пишет поэт в четвертой строфе? Какое обещание дает поэт в этих строчках? (о будущем, в котором всегда будет место чудным воспоминаниям о родном крае)
- Какие слова нам помогают понять это?
- Да, совершенно верно! Ребята, теперь нам нужно выполнить практическую парную работу. Только здесь мы уже будем работать не только со стихотворением Габдуллы Тукая, но и обратимся к знакомому вам уже стихотворению русского поэта Ивана Сурикова "Детство". На слайде вы видите отрывок этого стихотворения.
Учитель раздает листы с текстом стихотворения И. Сурикова "Детство". Один учащийся читает отрывок этого стихотворения.
- Ребята, выполняем задание в таблице. Вам нужно подобрать соответствующие ключевые цитаты к теме "Образ Родины в стихах Г. Тукая и Ивана Сурикова".
- Задание всем понятно? Приступаем к выполнению!
Цитатная таблица: ключевые цитаты к теме "Образ Родины в стихотворениях Г. Тукая и И. Сурикова"
Черты образа Родины | Цитаты (примеры) |
Любовь к родной деревне | Например, «люблю душой и телом я все в краю моем» (Г. Тукай) «Вот моя деревня: Вот мой дом родной…» (И. Суриков) |
Картины труда и отдыха |
«Я помню, как, бывало, по черной борозде, «В уголке, согнувшись, |
Светлая память о детстве и родном крае |
«Весело текли вы, «Запомнились навеки событья детских лет, |
Учащиеся зачитывают свои ответы.
- Хорошо, мы с вами сравнили воспоминания о родном крае, детстве двух поэтов: татарского поэта Габдуллы Тукая и русского поэта Ивана Сурикова. Скажите, одинаковым ли настроением пронизаны эти произведения? (да, стихотворения пронизаны теплотой к родному краю, приятными воспоминаниями)
- Да, верно! И цитаты, которые вы подобрали это подтверждают!
- В начале анализирования этого стихотворения мы сказали, что татарский язык – мелодичный, плавный. Но ведь и в переводе это стихотворение остается таким же. Как вы думаете, почему? Что придает певучесть, красоту этому стихотворению? (средства художественной выразительности)
- Верно! Давайте определим их. Ребята, как вы понимаете выражение "подать рукой"? (очень близко)
- Правильно! А как называется это средство художественной выразительности? (фразеологизм)
- Хорошо! Какие еще художественные средства использует поэт? (Эпитеты. Например, с водой студеной, путь тяжелый, жизнь длинна)
- Помните ли вы, что такое метафора? (метафора – скрытое сравнение)
- Найдите в этом стихотворении это средство художественной выразительности. ("Здесь бог вдохнул мне душу")
- А помните ли вы, как называется средство художественной выразительности, которое обозначает одушевление неживых предметов, уподобление их человеку? (олицетворение)
- Хорошо, найдите в стихотворении это средство. ("дорога ждет")
- Верно! А помните ли вы, что такое гипербола? (излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета)
- Правильно, давайте найдем это средство в стихотворении. ("памятны навеки")
- Хорошо, а какое есть предложение в тексте, которое придают речи выразительность и эмоциональность? (восклицательное предложение: "Но только где б я ни был и что б ни делал я — ты в памяти и сердце, родная сторона!")
- Молодцы! Вы все верно подметили! Ребята, давайте теперь попробуем определить размер стихотворения.
На экране вспомогательный слайд с двусложными размерами (ямб и хорей) У слабовидящего учащегося такая же памятка на парте.
- Посмотрите на экран: ямб - стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге; хорей - стихотворная двусложная стопа с ударением на первом слоге. Нам нужно поработать теперь со строкой стихотворения. Попрошу выйти к доске …
В тетрадь учащиеся записывают строки стихотворения и разбивают на слоги, ставят ударения и определяют размер стихотворения.
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
- Какой размер стихотворения? (ямб)
- Давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение! (Учащиеся читают стихотворение)
- Вы молодцы! Мы закончили с вами анализ стихотворения "Родная деревня", и вот, что я хочу вам сказать: с любви к малой родине начинается большая любовь к Отечеству.
- Ребята, подписывайте свои рабочие листы и сдавайте!
- Мы с вами сегодня познакомились с татарским поэтом Г. Тукаем с и его стихотворением "Родная деревня". Хотя на долю поэта выпало много тягот, трудностей, страданий, но его всегда вдохновляла любовь к Родине.
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Вы записали высказывание Якуба Коласа. Скажите, как вы его поняли? (Учащиеся отвечают)
- Да, верно. Поэт любит свою землю, людей, живущих на ней, преображающих ее, продолжающих традиции предков, развивающих родной татарский язык.
- Габдулла Тукай ощущает себя глашатаем своего народа, его голосом и совестью.
- А теперь скажите, заинтересовало ли вас творчество Габдуллы Тукая?
- Хорошо! Если вас заинтересовало, то вы можно и дальше знакомиться с творчеством Тукая. Можете записать названия других произведений писателя.
- Основные темы поэзии Г. Тукая: о любви к родному краю, родному языку, родному слову. Габдулла Тукай – это великий сын, любимый поэт татарского народа.
- Но он гордость не только татарского народа, его стихотворения хорошо знают, с интересом читают и другие народы мира. (На экране выводятся названия других поэтических произведений Г. Тукая)
Выставление оценок
- Ребята, предлагаю вашему вниманию книгу мыслей. (Учитель раздает детям клеящиеся стикеры и пускает по рядам "книгу мыслей")
- Напишите, пожалуйста, на стикерах, что нового вы сегодня узнали на уроке, почему привлекла вас поэзия Габдулы Тукая, чему вы сегодня научились и т.д. (Учащиеся читают то, что написано и клеят стикеры на книгу мыслей, передают учителю)
Домашнее задание для всего класса: выучить наизусть стихотворение Г. Тукая "Родная деревня", прочитать биографию Кайсына Кулиева из статьи учебника. Написать сочинение "Моя малая Родина" по плану.
Дифференцированное задание