Цели урока:
Оборудование:
1. Контроль наличия текста произведения. (учитель выстраивает занятие таким образом, чтобы обучающиеся, не имеющие произведения, имели возможность с помощью выполнения определенных заданий получить максимальный балл)
2. Листы для ответа на проблемный вопрос и таблица для заполнения.
(выполняется в одно время разными учениками)
1. Заполнение карточки характеристики произведения. (выполняет 1 обучающийся на доске, на этапе проверки обосновывает свои ответы)
Вопросы |
Примерные ответы обучающегося |
Жанр |
Рассказ, потому что… |
Время событий |
1970-е годы, потому что… |
Герои |
Баба Дуня, Гриша… |
Объяснить название |
Все главные события происходят в одну ночь и приводят к тому… |
Тема |
|
2. Составление простого плана к рассказу. (выполняет 1 обучающийся на доске)
Примерный план
3. Записать 5 любых авторов из курса 5-6 классов, в творчестве которых встречались произведения о войне. (примерные ответы: В. Катаев, Ю. Яковлев, Б. Окуджава, Д. Самойлов, Ю. Друнина, А. Твардовский, К. Симонов, В. Высоцкий)
4. Составление "портрета" проблемного вопроса: "Ночь исцеления" - произведение о войне?"
Обучающиеся выбирают Да или Нет и своими листочками-аргументами заполняют таблицу на доске. В результате получается противоположное видение содержания:
Да |
Нет |
Бабушка вспоминает войну Упоминается война Карточки – это из войны… |
События происходят после войны Нет изображения войны Нет солдат, сражений… |
Знакомство с автором
а) слово учителя о прозе второй половины XX века (тематика разная, но одна из главных тем – война, даже если авторы не воевали);
б) докладчик о биографии Б. Екимова;
в) беседа по услышанному:
- Какие темы, жанры, герои?
- Каким человеком, писателем видите?
- А что можно было сказать о писателе, даже не зная его биографии, а только ориентируясь на содержание одного его рассказа?
2. Пересказ сюжета в 3-4 предложения (вывод о жанре)
3. Анализ героев произведения
Примерные варианты:
в) создание устных характеристик героев по озвученным качествам;
г) обнаружения героини для иллюстрации рассказа
- Какая из женщин вам кажется более других похожей на бабу Дуню?
- Какую бы иллюстрацию вы бы использовали, если б издавали книгу с этим произведением? Объясните свой выбор.
Составления рецепта исцеления
- Вы знаете, как Гриша помог бабушке. Попробуйте выступить в роли "фармацевта" и запишите этот рецепт как базовый: что с чем и как сложить?
? + ? + ? +? = исцеление
(примерный ответ: внимание+ сострадание+ усилие+ догадка)
- А что в этом рецепте самое главное? (варианты разные, аргументы обязательны)
- А теперь попробуйте объяснить мой "ингредиент": "Нужно делать и молчать".
- Это от "доктора" Гриши. Когда еще надо применять нам всем?
1. Изменение аргумента/своей позиции в "портрете" проблемного вопроса "Ночь исцеления" - произведение о войне?" (не обязательно)
2. Прием "интервью": обучающиеся продолжают фразы: