Конспект урока литературы 6 класс: Знакомство с произведением Б. Екимов "Ночь исцеления"

Цели урока:

  • совершенствовать навык определения темы и идеи рассказа Бориса Петровича Екимова "Ночь исцеления";
  • развивать умение составлять план произведения;
  • учить понимать сущность теоретико-литературных понятий (сюжет, герой, замысел, кульминация, рассказ, эпизод) и использовать их в процессе анализа и интерпретации произведения;
  • формировать умение выявлять позицию героя и автора;
  • развивать умение характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, создавать монологические высказывания оценочного характера;
  • учить взаимодействовать в диалоге, подбирать аргументы, доказывать свое мнение;
  • воспитывать доброту, чуткость, уважение к пожилым людям.

Оборудование:

  • портрет Бориса Екимова;
  • изображения пожилых женщин. (картины художников, фотографии, иллюстрации из книг)

Ход урока

Организационный момент

1. Контроль наличия текста произведения. (учитель выстраивает занятие таким образом, чтобы обучающиеся, не имеющие произведения, имели возможность с помощью выполнения определенных заданий получить максимальный балл)

2. Листы для ответа на проблемный вопрос и таблица для заполнения.

Этап первичного контроля

(выполняется в одно время разными учениками)

1. Заполнение карточки характеристики произведения. (выполняет 1 обучающийся на доске, на этапе проверки обосновывает свои ответы)

Вопросы

Примерные ответы обучающегося

Жанр

Рассказ, потому что…

Время событий

1970-е годы, потому что…

Герои

Баба Дуня, Гриша…

Объяснить название

Все главные события происходят в одну ночь и приводят к тому…

Тема

 

2. Составление простого плана к рассказу. (выполняет 1 обучающийся на доске)

Примерный план

  • Приезд внука.
  • Бабушкина "проблема"
  • Как внук помог бабушке

3. Записать 5 любых авторов из курса 5-6 классов, в творчестве которых встречались произведения о войне. (примерные ответы: В. Катаев, Ю. Яковлев, Б. Окуджава, Д. Самойлов, Ю. Друнина, А. Твардовский, К. Симонов, В. Высоцкий)

4. Составление "портрета" проблемного вопроса: "Ночь исцеления" - произведение о войне?"

Обучающиеся выбирают Да или Нет и своими листочками-аргументами заполняют таблицу на доске. В результате получается противоположное видение содержания:

Да

Нет

Бабушка вспоминает войну

Упоминается война

Карточки – это из войны…

События происходят после войны

Нет изображения войны

Нет солдат, сражений…

Работа по теме

Знакомство с автором

а) слово учителя о прозе второй половины XX века (тематика разная, но одна из главных тем – война, даже если авторы не воевали);

б) докладчик о биографии Б. Екимова;

Борис Петрович Екимов (1938) - русский прозаик и публицистБорис Петрович Екимов (1938) - русский прозаик и публицист

в) беседа по услышанному:

- Какие темы, жанры, герои?
- Каким человеком, писателем видите?
- А что можно было сказать о писателе, даже не зная его биографии, а только ориентируясь на содержание одного его рассказа?

2. Пересказ сюжета в 3-4 предложения (вывод о жанре)

3. Анализ героев произведения

  • а) определение поколений в рассказе;
  • б) подбор эпитетов-характеристик.

Примерные варианты:

  • Баба Дуня: добрая, заботливая, сопереживающая, труженица, всегда винит себя…
  • Гриша: беззаботный, жалостливый, меняется в восприятии читателя, сострадательный…
  • Родители: черствые, равнодушные, озабочены каждодневными трудностями, вечно занятые, не умеют любить…)

в) создание устных характеристик героев по озвученным качествам;

г) обнаружения героини для иллюстрации рассказа
- Какая из женщин вам кажется более других похожей на бабу Дуню?
- Какую бы иллюстрацию вы бы использовали, если б издавали книгу с этим произведением? Объясните свой выбор.

Составления рецепта исцеления
- Вы знаете, как Гриша помог бабушке. Попробуйте выступить в роли "фармацевта" и запишите этот рецепт как базовый: что с чем и как сложить?

? + ? + ? +? = исцеление
(примерный ответ: внимание+ сострадание+ усилие+ догадка)

- А что в этом рецепте самое главное? (варианты разные, аргументы обязательны)
- А теперь попробуйте объяснить мой "ингредиент": "Нужно делать и молчать".
- Это от "доктора" Гриши. Когда еще надо применять нам всем?

Рефлексия

1. Изменение аргумента/своей позиции в "портрете" проблемного вопроса "Ночь исцеления" - произведение о войне?" (не обязательно)

2. Прием "интервью": обучающиеся продолжают фразы:

  • рассказ помог понять…
  • автор напомнил людям…
  • этот рассказ мне показался грустным/современным/добрым…
  • война тоже герой рассказа, потому что…
  • я бы посоветовал прочитать рассказ…
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!