Конспект составлен для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями.
Цели урока: совершенствовать навык техники чтения в двух формах: вслух и про себя, видеть, понимать и передавать настроение героев, учиться анализировать произведение.
Задачи:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.
- Прежде чем начать урок, предлагаю вам провести речевую разминку. Я раздам вам карточки. Вам нужно прочитать про себя; в полголоса; хором.
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (утка) (Иллюстрация на доску)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем читать и говорить о сказках.
- Какую сказку мы прочитали на прошлых уроках?
- Кто ее написал?
- Какие виды сказок вы знаете? (народные и авторские)
- Чем они отличаются?
- Назовите мне, пожалуйста, одну авторскую и одну народную сказку, которые мы уже прочитали с вами?
Учитель: Ребята, какое время года сейчас? Назовите осенние месяцы. Сейчас какой месяц? А по счету он какой? Какие осенние признаки вы можете назвать? Как меняется жизнь животных с приходом осени?
- Молодцы. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которую написал Д. Н. Мамин-Сибиряк, автор многих детских произведений. Сказка эта называется "Серая шейка". Мы прочитаем 1-ю часть, озаглавим ее.
1. Словарная работа.
Учитель: В тексте нам встретятся незнакомые слова. Давайте их разберем. Утренники - утренний мороз до восхода солнца, бывающий весной и осенью.
Вожак - утка, летящая впереди стаи, указывающая дорогу.
Косяк - стая птиц, летящих клином.
Выводок – птенцы.
2. Подготовка к первичному восприятию текста.
Учитель: откройте ваши учебники на стр. 41. И внимательно следите за моим чтением, будьте готовы ответить на вопрос "Кто является главным героем сказки?"
3. Чтение учителем.
4. Проверка первичного восприятия.
Учитель: Кто является главным героем сказки? (Серая шейка)
- Кто такая серая шейка? (утка)
- Какое время года описывает автор? (осень)
- Какими словами автор описывает позднюю осень? Найдите их в тексте и прочтите. Описание природы готовит нас к тому, что Серой шейке будет очень трудно пережить зиму. Почему она не могла лететь со всей стаей? (ответы учеников)
Стая птиц летит на Юг,
Небо синее вокруг. (машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать (машут руками интенсивнее)
А внизу леса, поля -
Расстилается земля (низкий наклон вперед, руки в стороны)
Птички начали спускаться
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь
Надо птичкам отдохнуть (садятся на несколько секунд)
И опять пора в дорогу
пролететь нам надо много (встают им снова машут руками)
Вот и Юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (садятся за столы)
Чтение текста учащимися
Учитель: Молодцы ребята, тихонечко сели и продолжаем наш урок. Сейчас вы будете читать сказку сами. Перед чтением давайте хором вспомним правила и выполним следующие упражнения, чтобы четко произносить все звуки.
Выполняем следующие команды:
Учитель: Итак, ребята. Какое произведение мы читали сегодня на уроке?
- Кто автор сказки?
- Назовите признаки поздней осени?
- Назовите главных героев? Ребята, подберите подходящий заголовок для первой части этой сказки.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, это перелетные птицы. Сейчас я попрошу каждого из вас выйти к доске, выбрать понравившуюся птичку, и продолжить предложение, которое написано на обратной стороне птички.
Выставление оценок. Запись в дневники д.з.