Цели урока:
Задачи урока:
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-соревнование.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-названия команд, раздаточный материал (задания для каждой команды, контрольные листы для оценок каждой команде, карта).
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих на уроке.
На экране картина "Навеки с Москвой, навеки с Россией"
- Какое событие изображено на слайде?
- Когда оно произошло?
- Какой это век?
- Наш сегодняшний урок посвящен России XVII века. Задача урока - дать оценку 17 веку. Для этого у вас будут подсказки, но они скрыты за 7 печатями. Ваша задача эти подсказки получить.
Правила игры по истории России XVII в. "За семью печатями"
Играющие делятся на две команды. Задача команд - правильно ответить на вопросы ведущего и тем самым постепенно снять печати с запечатанного в конверте текста. После того, как все печати будут сняты, появится возможность прочитать спрятанный в конверте текст и оценить события 17 века.
Команды получают схемы "Государственное управление в XVII веке", дополненные фактическими данными. Необходимо сделать выводы об изменениях в государственном управлении.
Выводы:
Работа с источником. Соборное уложение.
Задание 1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.
Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.
1. Будет кто учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, то казнить его смертию.
2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и помочь им всячески чинить…, и изменника казнити смертию…
Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворени от кого никакова бесчинъства и брани не было
1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе, кого обесчестит словом, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впредь так делати…
...
3. А кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца самого казнити смертию…
4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука…
Вопросы:
Задание 2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.
Глава XI. Суд о крестъянех
… А которые крестьяне …сбежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из-за кого они выбежат, без урочных лет. А впредь никому чужих крестьян не принимать…
Вопросы:
Изменения в экономическом развитии. Работа с картой.
При помощи карты сделайте выводы в изменениях в экономическом развитии.
При помощи карты сделайте выводы в изменениях в экономическом развитии.
Не отосланные депеши. Определите, о каком событии идет речь. (по 2 депеши каждой команде)
Стрельцам сей же миг выдвинуться из Москвы в село Коломенское. Бунтовщиков бити и рубити до смерти и живых ловити. |
На Волгу! На Каспий! Повоюем ханства окрестные, да владения персидские. За добычей пойдём, за зипунами! |
Великий государь, Симбирск отстояли. Казацкие атаманы отчалили от берега и отправились на Дон. С превеликим почтением князь Барятинский. |
«Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили, чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал…» |
Узнайте по описанию личности. (По 3 описания каждой команде)
Никон
Родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте – монахом Соловецкого монастыря. Став в 1651 году патриархом, старался подражать своему предшественнику – Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела.
Аввкум
Протопоп, идеолог старообрядчества, один из руководителей церковного раскола. Выступал против церковных реформ Никона, боролся с официальной церковью, написал "Житие" и многие др. произведения. Был главой старообрядчества (раскольники, староверы). В 1682 г. "за великие на царский дом хулы" был вместе с товарищами заживо сожжен в срубе.
Алексей Михайлович
"Приятной наружности, пышущий здоровьем, добродушный, веселого нрава, даже склонный к озорству, царь вместе с тем был благочестив, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, ценил красоту в ее старомосковском понимании, без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском.
На первых порах царю не слишком хотелось заниматься государственными делами, но постепенно суровая действительность, в частности Соляной бунт, заставила царя обратиться к злободневным делам государства".
Д.М. Ртищев
Царский окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат. Основал ряд больниц, школ и богаделен. Приглашенные им из Киева ученые монахи начали обучение в созданном им Андреевском монастыре на берегу Москвы-реки славянскому и греческому языкам, философии и другим наукам.
Около него группировались просвещенные люди Москвы, образованные выходцы из украинских и белорусских земель. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".
Иоанникий Лихуд и Софроний Лихуд
Братья родом с греческого острова Кефалония, потомки византийского княжеского рода царской крови. Они были православными монахами, окончили Падуанский университет, где получили докторские дипломы. Греческие православные монахи, стали первыми преподавателями славяно-греко-латинской академии.
Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу "грекофильской" партии над "латинской" в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе.
Иосиф Полоцкий
Белорусский монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик. Был приглашен в Москву для воспитания царских детей. Возглавил школу, открытую при Спасском монастыре. Через несколько лет при его содействии открыли греко-латинскую школу при Печатном дворе, где в начале 1680-х гг. обучалось уже более 200 человек.
При помощи карты заполните пропуски в таблице. Сделайте вывод о новом направлении во внешней политике России в 17 веке.
Землепроходцы и мореходы |
||
Имя |
Дата |
Открытие |
С. Дежнёв |
1648-1649 |
? Открыл пролив между Америкой и Азией |
? Е. Хабаров |
1643 |
Освоение земель по реке Амур |
? Поярков |
1649-1653 |
Присоединение приамурских земель к России |
В. Атласов |
1697 |
? Предпринял экспедицию на Камчатку |
Прочитайте отрывки из путешествия. Определите новые черты в культуре. (по 3 отрывка каждой команде)
Путешествие купца Шумилы в Москву.
Итак, все печати сорваны, подсказки получены. Каков же вывод в конверте?
XVII век – начало нового времени в истории России, время когда во всех сферах жизни происходят значительные изменения.
Итак, оценка дана. Совпала ли она с теми выводами, которые мы сделали в течение урока?
А теперь предлагаю вам оценить каждому свою работу на мишени.