Повторительно-обобщающий урок по истории России XVII в., в виде интеллектуальной игры "За семью печатями"

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знаний по теме "Россия в XVII веке".
  • Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому России.

Задачи урока:

  1. Повторение основных событий, понятий, дат и персоналий по теме "Россия в XVII в.".
  2. Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
  3. Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
  4. Развить умение работы с историческими документами;
  5. Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-соревнование.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-названия команд, раздаточный материал (задания для каждой команды, контрольные листы для оценок каждой команде, карта).

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих на уроке.

Основная часть

На экране картина "Навеки с Москвой, навеки с Россией"
- Какое событие изображено на слайде?
- Когда оно произошло?
- Какой это век?

- Наш сегодняшний урок посвящен России XVII века. Задача урока - дать оценку 17 веку. Для этого у вас будут подсказки, но они скрыты за 7 печатями. Ваша задача эти подсказки получить.

Правила игры по истории России XVII в. "За семью печатями"

Играющие делятся на две команды. Задача команд - правильно ответить на вопросы ведущего и тем самым постепенно снять печати с запечатанного в конверте текста. После того, как все печати будут сняты, появится возможность прочитать спрятанный в конверте текст и оценить события 17 века.

Время первой печати

Команды получают схемы "Государственное управление в XVII веке", дополненные фактическими данными. Необходимо сделать выводы об изменениях в государственном управлении.

Схемы «Государственное управление в XVII веке»Схемы «Государственное управление в XVII веке»

Выводы:

  1. прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года);
  2. уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния "ближней", "тайной" думы;
  3. создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам свидетельствует об усилении абсолютной, неограниченной власти государя;
  4. окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.);
  5. происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями – возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Время второй печати

Работа с источником. Соборное уложение.

Задание 1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.

1. Будет кто учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, то казнить его смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и помочь им всячески чинить…, и изменника казнити смертию…

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворени от кого никакова бесчинъства и брани не было

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе, кого обесчестит словом, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впредь так делати…
...
3. А кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца самого казнити смертию…
4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука…

Вопросы:

  1. Какие преступления попадают в ранг государственных?
  2. Каковы наказания за государственные преступления?
  3. Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.

Задание 2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.

Глава XI. Суд о крестъянех
… А которые крестьяне …сбежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из-за кого они выбежат, без урочных лет. А впредь никому чужих крестьян не принимать…

Вопросы:

  1. Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству?
  2. Какова степень зависимости крестьян по документу?

Время третьей печати

Изменения в экономическом развитии. Работа с картой.
При помощи карты сделайте выводы в изменениях в экономическом развитии.

  • О сельскохозяйственной специализации районов.
  • О развитии торговли. (назовите торговые города, ярмарки)

При помощи карты сделайте выводы в изменениях в экономическом развитии.

  • О развитии ремесленного и мануфактурного производства. (используйте понятия – специализация, мелкотоварное производство)
  • Об уровне развития торговли. (торговые пути)

Время четвертой печат

Не отосланные депеши. Определите, о каком событии идет речь. (по 2 депеши каждой команде)

Стрельцам сей же миг выдвинуться из Москвы в село Коломенское. Бунтовщиков бити и рубити до смерти и живых ловити. 

На Волгу! На Каспий! Повоюем ханства окрестные, да владения персидские. За добычей пойдём, за зипунами!

Великий государь, Симбирск отстояли. Казацкие атаманы отчалили от берега и отправились на Дон. С превеликим почтением князь Барятинский. 

«Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили,  чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал…»

Время пятой печати

Узнайте по описанию личности. (По 3 описания каждой команде)

Никон
Родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте – монахом Соловецкого монастыря. Став в 1651 году патриархом, старался подражать своему предшественнику – Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела.

Аввкум
Протопоп, идеолог старообрядчества, один из руководителей церковного раскола. Выступал против церковных реформ Никона, боролся с официальной церковью, написал "Житие" и многие др. произведения. Был главой старообрядчества (раскольники, староверы). В 1682 г. "за великие на царский дом хулы" был вместе с товарищами заживо сожжен в срубе.

Алексей Михайлович
"Приятной наружности, пышущий здоровьем, добродушный, веселого нрава, даже склонный к озорству, царь вместе с тем был благочестив, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, ценил красоту в ее старомосковском понимании, без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском.

На первых порах царю не слишком хотелось заниматься государственными делами, но постепенно суровая действительность, в частности Соляной бунт, заставила царя обратиться к злободневным делам государства".

Д.М. Ртищев
Царский окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат. Основал ряд больниц, школ и богаделен. Приглашенные им из Киева ученые монахи начали обучение в созданном им Андреевском монастыре на берегу Москвы-реки славянскому и греческому языкам, философии и другим наукам.

Около него группировались просвещенные люди Москвы, образованные выходцы из украинских и белорусских земель. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".

Иоанникий Лихуд и Софроний Лихуд
Братья родом с греческого острова Кефалония, потомки византийского княжеского рода царской крови. Они были православными монахами, окончили Падуанский университет, где получили докторские дипломы. Греческие православные монахи, стали первыми преподавателями славяно-греко-латинской академии.

Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу "грекофильской" партии над "латинской" в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе.

Иосиф Полоцкий
Белорусский монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик. Был приглашен в Москву для воспитания царских детей. Возглавил школу, открытую при Спасском монастыре. Через несколько лет при его содействии открыли греко-латинскую школу при Печатном дворе, где в начале 1680-х гг. обучалось уже более 200 человек.

Время шестой печати

При помощи карты заполните пропуски в таблице. Сделайте вывод о новом направлении во внешней политике России в 17 веке.

КартаКарта

Землепроходцы и мореходы

Имя

Дата

Открытие

С. Дежнёв

1648-1649

? Открыл пролив между Америкой и Азией

? Е. Хабаров

1643

Освоение земель по реке Амур

? Поярков

1649-1653

Присоединение приамурских земель к России

В. Атласов

1697

? Предпринял экспедицию на Камчатку

Время седьмой печати

Прочитайте отрывки из путешествия. Определите новые черты в культуре. (по 3 отрывка каждой команде)

Путешествие купца Шумилы в Москву.

  1. В книжном ряду Шумило столкнулся с учителем из Спасского монастыря – "школы грамматического учения". В ней готовили грамотных служителей для государевой службы. Учитель присоветовал купить в подарок сыну букварь Бурцева с картинками. При этом заметил, что раньше обучать детей было труднее, каждый преподавал, как мог, по "взрослым" книгам. Теперь при появлении букварей и книг для обучения счету, появилось определенное единообразие в обучении, что облегчало задачу учителя и делало более доступным чтение книг.
  2. Вместе с букварем продавец из под полы предложил купцу рукописные "повесть о Ерше Ершовиче" и "Повесть о Шемякином суде". Эти творения не очень-то жаловали власти: в них высмеивались неправедный суд, взяточничество, столь распространенное среди государевых слуг, и другие человеческие пороки. Но народ любил и бережно переписывал повести, да и Шумиле были по нраву эти веселые книжки, не то, что богословские церковные писания.
  3. Тут же купец еще один "грех" совершил – тайно купил лубки – яркие народные картинки. Несмотря на запреты властей, задорные изображения сценок из жизни крестьян, дворян, бояр, богатых торговых людей прочно поселились в каждой крестьянской избе, да и купцы ими не брезговали.
  4. Из торговых рядов путь купца лежал к Охотным рядам, к дворцу князя В.В. Голицина. Шумило принес в подарок князю книги, купленные у иноземных купцов, знал, что Голицын будет рад такому подарку. В обширном доме князя все было устроено на европейский лад. По стенам висели картины – портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах.
  5. Именно у князя купец впервые увидел русские парсуны – портреты, написанные "взаправду", а не в традиционной манере иконописных мастеров. На потолке голицинского дворца была изображена планетарная система. Здесь Шумило впервые узнал о еретическом учении Коперника. У Голицина была богатая библиотека рукописных и печатных книг на разных языках. Глядя на нее, купец думал, что печальны пока судьбы ученых людей в России.
  6. По пути в родную сторонушку Шумило решил полюбоваться на царский дворец в Коломенском. Загородный дворец царя Алексея Михайловича - исключительный по красоте и великолепию ансамбль, современники называли его "Восьмым чудом света". 26 теремов с зеленой кровлей в виде шатров, "бочек" и "луковиц", вокруг которых затейливо расположились крыльца, галереи. Приходилось видеть Шумиле в европейских странах огромные, но зачастую несколько мрачные дворцы королей. Этот же был более мил его сердцу – все это было свое, подлинно русское, от души народной.

Подведение итогов игры

Итак, все печати сорваны, подсказки получены. Каков же вывод в конверте?
XVII век – начало нового времени в истории России, время когда во всех сферах жизни происходят значительные изменения.

Итак, оценка дана. Совпала ли она с теми выводами, которые мы сделали в течение урока?

Мишень для оценки итогов игрыМишень для оценки итогов игры

А теперь предлагаю вам оценить каждому свою работу на мишени.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!