Цели урока:
- Здравствуйте, ребята.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, нам нужно проверить и закрепить те знания, которые мы получили на прошлом уроке.
- Ведь, как известно, повторение – мать учения! На электронную почту нашего образовательного центра пришло для вас письмо от профессора Всезнайки. Послушайте, что он пишет… (прочитать)
- Мне кажется, что в этом послании есть некоторые неточности. Попробуйте их найти и исправить.
Здравствуйте, дорогие мои пятиклассники!
Пишу вам из страны Междуречья, которая находится в Африке. Природа здесь просто удивительная – величественные сосны, папирус. Особенно приятно в жаркий солнечный день искупаться в полноводной реке Нил. Целый день я брожу по улицам древнего города Ура и изучаю развалины деревянных домов. Здесь идут раскопки древней библиотеки.
Из этой библиотеки мне дали почитать интересную книгу. Название на ней было написано русскими буквами. А уже завтра я отправлюсь посмотреть на раскопки одного из семи чудес света – пирамид Хеопса. До свидания. Скоро приеду. Не скучайте.
Ошибки:
- Предлагаю сдать мини-экзамен по теме "Древнее Двуречье".
- Ну что кто решится?
- Перед вами 3 билета. (Если ученик не отвечает, он может взять помощь класса. Листы с билетами, читать вслух)
Билет 1
Билет 2
Билет 3
- Спасибо, ребята, вы большие молодцы!
- Теперь попробуйте поставить себе за нашу работу по прошлой теме предварительную оценку. (спросить, кто какую оценку себе поставил)
- Не расстраивайтесь, если не все получилось, ведь в ходе урока у вас всех еще будет замечательная возможность поработать и получить более высокую оценки.
Слайд: карта Древний Восток.
- Продолжаем путешествие по Двуречью. Покажите на Карте Древнее Двуречье.
- Покажите Тигр и Евфрат.
- Кто означают зеленые полоски? (район земледелия)
- Кто покажет главные и большие города?
- Города Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон (показать), он располагался в очень удобном месте - в самом центре Двуречья.
- Издалека в Вавилон шли торговые караваны, сюда привозили лес, металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным царем стал Хаммурапи. (Показать на слайде)
- Посмотрите на улицу, как вам погода?На этом мы заканчиваем наш урок и идем гулять на улицу. Скажите, можем ли мы это сделать? (Нет)
- Почему? (Потому, что идет урок; потому, что есть расписание, по которому живет школа и т.д.)
- Правильно, потому, что существуют определенные правила, по которым работает наш образовательный центр. По таким же правилам живет и наша страна.
- Люди, ее населяющие, покупают дома, машины, создают семьи, уезжают за границу и возвращаются обратно. Иногда даже совершают преступления, за которые должны быть наказаны.
- Скажите, ребята, а как называются эти правила? (Закон)
- А что вы понимаете под словом "закон"? (Это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в стране, если нарушать закон – тебя ждет наказание и т.д.)
- Верно, это правила поведения людей в обществе. Эти правила придумала я? (Администрация Президента, директор, начальство, государство)
- Ребята, какая тема урока? Что мы должны будем изучить на уроке? (Вавилонский царь Хаммурапи и его законы)
- Сегодня я предлагаю вам в течении урока заполнять опорный конспект, он у каждого лежит перед вами. Запишите тему урока в нужное поле опорного конспекта.
- Действительно, закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живет любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила.
- Запишите в опорный конспект определение, что такое закон. Как вы думаете какая цель нашего урока урока?
- Правильно, узнать какие законы были при царе Хаммурапи и были ли они справедливы?
- Ну, а теперь мы с вами посмотрим небольшой сюжет и прогуляемся по улицам Вавилона, представим себе, что мы жители этого красивого города
- Не правда ли, красивый город? (Учащиеся высказывают свои впечатления)
- Самым известным и сильным правителем этого города является царь Хаммурапи, который не только подчинил все земли Месопотамии, много сделал для развития хозяйства, привел в порядок оросительную систему страны, построил дороги, но и издал законы, обязательные для всех жителей государства.
- Текст законов был выбит на огромной базальтовой глыбе, высота которой более 2 метров. Археологи обнаружили этот столб в 1901 году в районе г. Суз и долгое время не могли прочитать, что там написано, а когда расшифровали клинописный текст – поняли, что перед ними 247 сохранившихся из 282 законов Хаммурапи.
- В верхней части столба мы видим, как бог Солнца Шамаш вручает земному царю Хаммурапи жезл и обруч – символы власти на земле.
- Откройте учебник на стр. 71, у вас тоже есть изображение этого столба.
- Этот камень был поставлен в центре Вавилона, как вы думаете, зачем? (Чтобы каждый грамотный человек мог ознакомиться с текстом)
- Ребята, найдите в 1 пункте параграфа 14 в учебнике дату правления царя Хаммурапи. (На доске начертить Линию времени, линейка, мел)
- Царь правил с 1792 по 1750 год до н.э. Кто может отметить это время? (Ответы учащихся)
- Сколько всего лет правил? (42)
- Какой век? (18 в до н.э.)
- Запишите годы правления в опорный конспект.
- В Вавилоне были свои законы, а у нас свой закон – не болеть и быть здоровыми. Поэтому давайте встанем и вместе со мной попробуем оживить хвалебную песню самой почитаемой богини в Вавилоне – богини Иштар. Повторяйте движения за мной.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествуетю (встали и подняли руки вверх)
От лучей твоих оживают цветы и растения на поляхю (кистями рук делают фонарики)
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. (руки в стороны и делают взмахи, как крыльями)
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы. (руки вытягивают перед собой и изображают кистями всплеск рыб)
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. (руки вверх, потянулись и сели на место)
- Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи. А какими были эти законы?
- Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах.
- Представьте себя юристами. Вы разделены на 3 группы.
Законы царя Хаммурапи были:
- А вот согласитесь вы со мной или нет, мы сейчас разберемся.
- Поработайте в группе и запишите по 2 доказательства своей гипотезы доказательство в опорный конспект.
1 группа. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей № 1-3, 14, 229.
§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, мо-жет забрать дом его обвинителя.
§ 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
2 группа. Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям – мушкенумам. Анализ статей № 195-206.
§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
§ 198. Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть от-хлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину сереб-ра.
§ 204. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.
§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.
§ 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря.
3 группа. Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей № 48, 53, 54, 117.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодав-цу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою пло-тину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине обра-зовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
§ 117. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
- Ребята, хочу вас сегодня познакомить с Хокку.
- Хокку - жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XIV века. Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин.
- Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остается Мацуо Басе.
- Посмотрите на алгоритм, всего 3 строчки, нет рифмы, но должны быть эмоции.
- Вы будете работать в группах: 1 - бедняки, 2 - рабы, 3 - богачи.
- Хочу предложить свое хокку:
Я учитель.
Сейчас веду открытый урок.
Мне волнительно, я переживаю.
Я рабыня.
Я выбила человеку зуб.
Мне страшно, я останусь без зубов.
- Попробуйте составить свое хокку на тему, которую я вам дала.
- У вас у каждого конверт с градусником и фломастером, измерьте ваше настроение на конец урока.
Выставление оценок
- Вернемся к цели нашего урока, который мы поставили в начале урока, были ли законы Хаммурапи справедливыми?
- Ну, а вы бы хотели бы жить по таким законам? (Конечно, нет, т.к. они очень жестокие и несправедливые)
- Ввижу, что тему вы усвоили прочно.
Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: законы царя Хаммурапи – необходимая мера для того, чтобы регулировать отношения между людьми и укрепить государство. С точки зрения современности, законы кажутся суровыми, жестокими и несправедливыми.
- Молодцы, спасибо за урок!