Цель урока: формирование у пятиклассников представлений о важности и необходимости существования законов в государстве через анализ законов вавилонского царя Хаммурапи
Задачи:
Основные понятия: закон, Вавилон, рабы: внутренние и внешние, царь Хаммурапи.
- Здравствуйте, ребята.
- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Присаживайтесь.
Постановка цели и задач урока
- Мы продолжаем свое путешествие по Средней Азии.
- Прогуливаясь в Двуречье (как называлось по-другому? (Междуречье), в долине между реками ... и ... (назовите реки, о которых идет речь (Тигр и Евфрат) в Месопотамии мы наткнулись на двухметровый столб из черного базальта.
- Попытаемся выяснить вместе: что это за столб и зачем там был сооружен.
- Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, что изображено на этом столбе? (В верхней части изображены два человека, в нижней - высечены какие-то знаки)
- Мы уже с вами изучили и знаем особенности письменности в Месопотамии. Как называлась такая письменность? (клинопись)
Клинопись - это письменность древних Шумер, на глиняных табличках
- Можем ли мы использовать нашу находку как исторический источник? Почему? (Да, т.к. этот столб дает информацию об историческом прошлом)
- Давайте опишем наш источник. Как вы думаете, он письменный или вещественный? Почему? (Вещественный, т.к. предмет материальной культуры. На столбе что-то написано. Следовательно, можно отнести и к письменным источникам)
- Замечательно, молодцы!
- Вы уже сказали, что в верхней части столба изображены два человека. Попытаемся выяснить кто это. Опишите этих двух людей. (Оба человека – мужчины. Один - сидит, другой – стоит)
- Изучите Приложение № 1 и сделайте вывод: кто изображен на столбе.
- Кто из них сидит, а кто стоит? (В верхней части вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне)
- То есть изображены не два человека, а божество и человек.
- Как вы думаете зачем на стеле изображены бог, вручающий жезл царю? (Чтобы показать связь земного суда и божественного)
- Когда был создан этот памятник истории? (Хаммурапи жил в XVIII веке до нашей эре, к этому времени относится создание столба)
- Теперь необходимо выяснить, что написано на столбе.
- Можем ли мы предположить, что за текст высечен на столбе? (Обучающиеся дают варианты ответов)
- На столбе записаны законы. Ребята, что такое закон? Какие ассоциации возникают у вас в голове? (озвучивают ассоциации, записываем на доске)
- Теперь давайте попробуем дать определение понятию закон и запишем его.
Закон - свод обязательных норм и правил, регулирующих жизнь людей в обществе
- Мы узнали, какой исторический источник мы обнаружили в нашем путешествии. Это базальтовый столб с законами Хаммурапи. Теперь нужно узнать содержание законов.
- Сначала давайте вспомним, как нужно работать с историческим источником?
Правила работы с историческим источником:
- Правила мы повторили и можем начинать работать.
Физминутка
Видео на экране. Ученики повторяют движения.
- Изучите Приложение № 1. Права каких людей защищали законы царя Хаммурапи? (свободных людей)
- Кто в древневавилонском обществе считался бесправным? Как вы думаете почему? (Рабы. Их не считали людьми, их считали собственностью людей)
- Действительно, законы Хаммурапи защищали интересы всех слоев населения, кроме рабов.
- Принцип по которому жили люди – око за око, зуб за зуб – кровная месть. (Записывают принцип кровной мести)
- Разделимся по рядам, у каждого ряда разные законы.
- Прочитайте Приложение № 2. Ответьте на вопросы к статьям законов.
- Подытожим: как вы считаете, законы были очень суровыми? (Наказание было жестоким, суровым. С одной стороны, законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей)
- Так почему же законам уделяют значение? (Законы необходимы, без них люди не смогли бы нормально жить, был бы хаос)
- Почему законы важны? (Законы должны защищать все слои общества. Если соблюдать законы в странах будет меньше конфликтов и проблем)
- Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
Преступление
1. Если сын ударит своего отца…
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…
Наказания
а) …то должно выбить его глаз.
б) …то должно выбить его зуб.
в) …то ему должно отрубить руку.
г) …то должен починить за собственное серебро.
д) …то должно отрезать ему ухо.
- Перед вами лежат разноцветные листы. Ваша задача оценить свою работу на уроке.
- Для этого вам нужно продолжить 5 фраз: