Урок истории в 5 классе "Афинская демократия при Перикле"

Образовательная цель:

  • развитие аналитического мышления на основе исследования афинской демократии при Перикле;
  • формирование социальной культуры личности.

Основные понятия: демократия, оратор, Народное собрание, первый стратег.

Даты: 594 г до н.э., 443 г до н.э.

Личности: Солон, Перикл.

Оснащение урока: Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И.), презентация, раздаточные дидактические материалы.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку, психологический настрой на деятельность.

Создание проблемой ситуации

Вводная беседа

На прошлом занятии мы повторяли тему «Зарождение демократии».

- Давайте вспомним:

  • Что такое «демократия»?
  • Где и когда она возникла?
  • Кто считается ее основателем?

- Назовите главные преобразования, проведенные Солоном.

Вывод: Впервые при Солоне в 594 г до н. э. было созвано Народное собрание, которое стало основой демократии в Афинах. Спустя 150 лет высший политический пост занял Перикл и в отличие от Солона он был лидером Афинского государства 15 лет.

Перикл и СолонПерикл и Солон

Главный вопрос урока: За какие заслуги перед Афинами Народное собрание доверяло Периклу возглавлять свое государство целых 15 раз?

- На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока, тема которого: «Афинская демократия при Перикле».
- Что мы должны узнать для достижения нашей цели?

Открытие новых знаний

Народное собрание

В Афинах высшим органом власти на протяжении 150 лет было Народное собрание. Предлагаю вам рассмотреть его состав и основные задачи.

Задание: Работая с дополнительным материалом (приложение 2) исследуйте состав Народного собрания и его основные задачи.

- На столе лежат варианты ответов, их количество избыточно. Выберите из предложенных вариантов верный и прикрепите его на доску.
- Ребята, у меня на столе остались таблички, скажите почему вы их не выбрали?
- Таким образом, мы видим кто входил в Народное собрание и какие задачи оно решало.

Состав и задачи Народного собранияСостав и задачи Народного собрания

- Я предлагаю вам выбрать карточку и распределиться по группам в соответствии со своей ролью.
- По какому принципу вы это сделали?

Афинская демократия при Перикле

Мы сказали с вами, что Народное собрание ежегодно выбирало главного стратега, человека, который становился во главе Афинского государства. Так, в 443 г. до н. э. и на протяжении последующих 15 лет на этот пост Народное собрание избирало Перикла. Каким образом он сумел изменить жизнь греков и заслужить народное доверие?

Задание:
1. работая с п.2 П. 40 и дополнительным материалом найдите изменения, которые провел Перикл

  • Группа 1: в системе государственного управления
  • Группа 2: для улучшения жизни греков.

2. дайте оценку этим изменениям. Если они положительные, поднимите зеленый прямоугольник, если отрицательные - красный прямоугольник.

Проверка задания:

Группа 1. в системе государственного управления:

  • отмена имущественного ценза;
  • замена голосования жеребьевкой при избрании большинства должностных лиц;
  • введение оплаты должностным лицам.

Группа 2. для улучшения жизни греков:

  • создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;
  • велось строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Аналитическая беседа

- Эти изменения были в интересах граждан?
- Могли они повлиять на то, что Перикла переизбирали 15 раз?

Обобщение, вывод: таким образ, Перикл внес много изменений в систему государственного управления и удовлетворил интересы всех граждан, тем самым заслужил народное доверие.

Проверка истинности новых знаний

Игра «Народное собрание»

Представьте, что наш класс - это Афинское государство, а мы с вами его жители. Давайте проведем заседание Народного собрания, разработаем и примем законы для нашего полиса. (На разработку 3-5 мин)

Аналитическая беседа

- Но принимаются только законы 1 группы.
- Почему голосует только первая группа?
- Как вы считаете, такая система справедлива?
- Почему?

Обобщение: Я согласна с вами, и это говорит о том, что демократия того времени не была совершенна. Но о ее минусах мы будем говорить на следующем уроке.
Несмотря на это, элементы демократии, зародившиеся в эпоху Солона и получившие свое развитие в период правления Перикла, были настолько жизнеспособны, что на протяжении более 2000 лет развитые страны мира, такие как Россия, США, Англия, Германия и др., применяют их в своем государственном устройстве.

Подведение итогов урока

- Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?
- Мы ответили на вопрос: За какие заслуги перед Афинами Народное собрание доверяло Периклу возглавлять свое государство целых 15 раз?

Выставление отметок. Дифференцированное домашнее задание.

Размер:
30.81 Kb
Скачали:
10