Образовательная цель:
Основные понятия: демократия, оратор, Народное собрание, первый стратег.
Даты: 594 г до н.э., 443 г до н.э.
Личности: Солон, Перикл.
Оснащение урока: Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И.), презентация, раздаточные дидактические материалы.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку, психологический настрой на деятельность.
Вводная беседа
На прошлом занятии мы повторяли тему «Зарождение демократии».
- Давайте вспомним:
- Назовите главные преобразования, проведенные Солоном.
Вывод: Впервые при Солоне в 594 г до н. э. было созвано Народное собрание, которое стало основой демократии в Афинах. Спустя 150 лет высший политический пост занял Перикл и в отличие от Солона он был лидером Афинского государства 15 лет.
Главный вопрос урока: За какие заслуги перед Афинами Народное собрание доверяло Периклу возглавлять свое государство целых 15 раз?
- На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока, тема которого: «Афинская демократия при Перикле».
- Что мы должны узнать для достижения нашей цели?
Народное собрание
В Афинах высшим органом власти на протяжении 150 лет было Народное собрание. Предлагаю вам рассмотреть его состав и основные задачи.
Задание: Работая с дополнительным материалом (приложение 2) исследуйте состав Народного собрания и его основные задачи.
- На столе лежат варианты ответов, их количество избыточно. Выберите из предложенных вариантов верный и прикрепите его на доску.
- Ребята, у меня на столе остались таблички, скажите почему вы их не выбрали?
- Таким образом, мы видим кто входил в Народное собрание и какие задачи оно решало.
- Я предлагаю вам выбрать карточку и распределиться по группам в соответствии со своей ролью.
- По какому принципу вы это сделали?
Афинская демократия при Перикле
Мы сказали с вами, что Народное собрание ежегодно выбирало главного стратега, человека, который становился во главе Афинского государства. Так, в 443 г. до н. э. и на протяжении последующих 15 лет на этот пост Народное собрание избирало Перикла. Каким образом он сумел изменить жизнь греков и заслужить народное доверие?
Задание:
1. работая с п.2 П. 40 и дополнительным материалом найдите изменения, которые провел Перикл
2. дайте оценку этим изменениям. Если они положительные, поднимите зеленый прямоугольник, если отрицательные - красный прямоугольник.
Проверка задания:
Группа 1. в системе государственного управления:
Группа 2. для улучшения жизни греков:
Аналитическая беседа
- Эти изменения были в интересах граждан?
- Могли они повлиять на то, что Перикла переизбирали 15 раз?
Обобщение, вывод: таким образ, Перикл внес много изменений в систему государственного управления и удовлетворил интересы всех граждан, тем самым заслужил народное доверие.
Игра «Народное собрание»
Представьте, что наш класс - это Афинское государство, а мы с вами его жители. Давайте проведем заседание Народного собрания, разработаем и примем законы для нашего полиса. (На разработку 3-5 мин)
Аналитическая беседа
- Но принимаются только законы 1 группы.
- Почему голосует только первая группа?
- Как вы считаете, такая система справедлива?
- Почему?
Обобщение: Я согласна с вами, и это говорит о том, что демократия того времени не была совершенна. Но о ее минусах мы будем говорить на следующем уроке.
Несмотря на это, элементы демократии, зародившиеся в эпоху Солона и получившие свое развитие в период правления Перикла, были настолько жизнеспособны, что на протяжении более 2000 лет развитые страны мира, такие как Россия, США, Англия, Германия и др., применяют их в своем государственном устройстве.
- Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?
- Мы ответили на вопрос: За какие заслуги перед Афинами Народное собрание доверяло Периклу возглавлять свое государство целых 15 раз?
Выставление отметок. Дифференцированное домашнее задание.