Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Задачи:
Основные понятия: касты, брахманы, отшельник, "неприкасаемые", буддизм.
Оборудование: учебник "История Древнего мира. 5 класс" (А.А. Вигасин), рабочая тетрадь по истории Древнего мира 1 часть; презентация, карта "Индия и Китай в древности", раздаточный материал.
"Логическая цепочка"
Составь логическую цепочку из слов и объясни принцип построения: Ганг - джунгли - земледелие – пшеница - рис - сахар - хлопчатник - Ганеша - Брахма - религия.
"Найди и исправь ошибку в тексте"
"Страна Индия расположена на Аравийском полуострове, на севере Индии расположены горы Гималаи, самые высокие горы в мире. Главные реки Индии Тигр и Нил. В Индии климат сухой, дождей не бывает никогда. В джунглях очень много хищных животных, которых индийцы называли "царями леса". Многих животных индийцы почитали: слонов, змей, коров. После смерти, считали, что человек обязательно будет жить в облике только богатого человека"
"Паутинка"
Составь пары из слов: Индия, Нил, Китай, Иордан, Египет, Инд, Финикия, Хуанхэ, Палестина, Сидон
- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Индию. Индия привлекает нас величием полноводных рек с непроходимыми джунглями по берегам, красотой храмов и разнообразным составом населения.
- Во время путешествия по Индии я познакомилась с семьей земледельцев. Мы разговорились, и я поинтересовалась, кем хотят стать их сыновья.
- На что глава семьи мне ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
- Меня очень заинтересовало, почему дети земледельцев не могут стать воинами.
- А вам хотелось бы знать ответ на этот вопрос?
- Кто из вас, (если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр?
- А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
- На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?
- Что такое касты?
- Какие касты были в Индии?
- В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?
- Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать?
- Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке. (Запись в тетради числа и темы урока)
Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. В Индии касты называют "джати", что означает "рождение". (Запись в тетради определения "касты")
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству
- Переход из касты в касту был запрещен. (Обращение к доске, где опорный сигнал)
- Что здесь изображено? (Части тела человека)
- Как представляли своих богов древние индийцы? (В виде людей знатных, красивых, сильных)
- И это части тела бога Брахмы, из которых появились касты людей.
- У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев - в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы)
По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды.
- Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев.
- А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином. (Ведь не мог у коровы родиться поросенок)
- Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст? (ответы учащихся)
- И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.
- Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.
Действия педагога |
Действия гимназисток |
Распределяет уч-ся по группам |
Организуют рабочее место, получают рабочий материал |
Проводит инструктаж по групповой работе |
Слушают, задают уточняющие вопросы |
Наблюдает за работой групп, по необходимости корректирует выполнение ролей, время и т.д. |
Выполняют работу по инструкции |
По окончанию работы групп назначает выступающего от группы, следит за исполнением детьми роли «слушающего» |
Выступление докладчиков, остальные дети выполняют роль «слушающих» |
Дальнейшие действия педагога зависят от результатов работы групп |
|
Физминутка
По ходу выступления всех групп, гимназистки заполняют общую таблицу. Также учащиеся получают кейсы с конвертами, где находятся листочки цветные, им нужно эти листочки распределить согласно кастам.
№ |
Название касты
|
Часть тела Брахмы
|
Цвет одежды
|
Занятие и роль их в обществе
|
1. |
Брахманы |
губы |
белый |
Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников. |
2. |
Воины (кшатрии) |
руки |
красный |
Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука. |
3. |
Земледельцы и ремесленники (вайшью) |
бедра |
желтый |
Возделывали поля, работали в мастерских, торговали. |
4. |
Слуги (шудры) |
ступни ног |
черный |
Служить представителям высших каст Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам. |
5. |
«Неприкасаемые» |
Находились вне касты |
носили лохмотья |
Рабы, захваченные в походах, выполнявшие самую грязную и тяжёлую работу. |
- Девочки, а что нам даст эта таблица?
- Каким было отношение между людьми разных каст?
Сообщение о Будде
(индивидуальное задание гимназистки)
Игра "Угадай-ка"
Задание: определи к какой касте относятся понятия.
Шудры (слуги) |
Вайшью (земледельцы и ремесленники) |
Брахманы (жрецы) |
Кшатрии (воины) |
запрет приносить жертвы богам «принеси, подай!» |
сеялка плуг ремесло |
молитва отшельник учил и учился |
оружие стрельба из лука война |
- Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Выставление оценок гимназисткам.
Домашнее задание
§ 21, таблица.
По желанию рисунок "Индийские касты".