Конспект урока истории 5 класс "Индийские касты"

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи:

  • усвоение понятия "касты", подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;
  • формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
  • сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Основные понятия: касты, брахманы, отшельник, "неприкасаемые", буддизм.

Оборудование: учебник "История Древнего мира. 5 класс" (А.А. Вигасин), рабочая тетрадь по истории Древнего мира 1 часть; презентация, карта "Индия и Китай в древности", раздаточный материал.

Ход урока

Повторение ранее изученного материала

"Логическая цепочка"

Составь логическую цепочку из слов и объясни принцип построения: Ганг - джунгли - земледелие – пшеница - рис - сахар - хлопчатник - Ганеша - Брахма - религия.

"Найди и исправь ошибку в тексте"

"Страна Индия расположена на Аравийском полуострове, на севере Индии расположены горы Гималаи, самые высокие горы в мире. Главные реки Индии Тигр и Нил. В Индии климат сухой, дождей не бывает никогда. В джунглях очень много хищных животных, которых индийцы называли "царями леса". Многих животных индийцы почитали: слонов, змей, коров. После смерти, считали, что человек обязательно будет жить в облике только богатого человека"

"Паутинка"

Составь пары из слов: Индия, Нил, Китай, Иордан, Египет, Инд, Финикия, Хуанхэ, Палестина, Сидон

Изучение новой темы

- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Индию. Индия привлекает нас величием полноводных рек с непроходимыми джунглями по берегам, красотой храмов и разнообразным составом населения.

- Во время путешествия по Индии я познакомилась с семьей земледельцев. Мы разговорились, и я поинтересовалась, кем хотят стать их сыновья.
- На что глава семьи мне ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.

- Меня очень заинтересовало, почему дети земледельцев не могут стать воинами.
- А вам хотелось бы знать ответ на этот вопрос?

- Кто из вас, (если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр?
- А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Целеполагание

- На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

- Что такое касты?

- Какие касты были в Индии?

- В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?

- Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать?
- Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке. (Запись в тетради числа и темы урока)

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. В Индии касты называют "джати", что означает "рождение". (Запись в тетради определения "касты")

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству

- Переход из касты в касту был запрещен. (Обращение к доске, где опорный сигнал)
- Что здесь изображено? (Части тела человека)
- Как представляли своих богов древние индийцы? (В виде людей знатных, красивых, сильных)

- И это части тела бога Брахмы, из которых появились касты людей.
- У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев - в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы)
По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды.

- Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев.

- А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином. (Ведь не мог у коровы родиться поросенок)

- Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст? (ответы учащихся)

- И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.
- Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

Работа в группах

Действия педагога

Действия гимназисток

Распределяет уч-ся по группам

Организуют рабочее место, получают рабочий материал

Проводит инструктаж по групповой работе

Слушают, задают уточняющие вопросы

Наблюдает за работой групп, по необходимости корректирует выполнение ролей, время и т.д.

Выполняют работу по инструкции

По окончанию работы групп назначает выступающего от группы, следит за исполнением детьми роли «слушающего»

Выступление докладчиков, остальные дети выполняют роль «слушающих»

Дальнейшие действия педагога зависят от результатов работы групп

 

Физминутка

По ходу выступления всех групп, гимназистки заполняют общую таблицу. Также учащиеся получают кейсы с конвертами, где находятся листочки цветные, им нужно эти листочки распределить согласно кастам.

Название  касты

 

Часть тела Брахмы

 

Цвет одежды

 

Занятие и роль их в обществе

 

 1.

Брахманы 

губы 

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников.

 2.

Воины (кшатрии)

руки

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука. 

 3.

Земледельцы и ремесленники (вайшью)

бедра

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали.

 4.

Слуги (шудры)

ступни ног

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам. 

 5.

«Неприкасаемые»

Находились вне касты

носили лохмотья

Рабы, захваченные в походах, выполнявшие самую грязную и тяжёлую работу. 

- Девочки, а что нам даст эта таблица?
- Каким было отношение между людьми разных каст?

Сообщение о Будде

(индивидуальное задание гимназистки)

Закрепление

Игра "Угадай-ка"

Задание: определи к какой касте относятся понятия.

Шудры

(слуги)

Вайшью

(земледельцы и ремесленники)

Брахманы

(жрецы)

Кшатрии

(воины)

запрет приносить жертвы богам 

«принеси, подай!»

сеялка

плуг

ремесло

молитва

отшельник

учил и учился

оружие

стрельба из лука

война

Рефлексия деятельности "Для меня сегодняшний урок…"

- Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!

Выставление оценок гимназисткам.

Домашнее задание

§ 21, таблица.
По желанию рисунок "Индийские касты".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!