Цель урока: познакомиться с особенностями древнегреческого театра и с историей его возникновения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции.
Основные понятия: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия.
Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы с отпечатанным текстом на каждого ученика, раздаточный материал) билеты в театр, на доске висит афиша.
Учебник: "История древнего мира 5 класс" под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера и др. М., "Просвещение" 2013.
Добрый день, и добрый час!
В первый раз я вижу вас.
Друг на друга посмотрели,
улыбнулись, успокоились
И тихонечко все сели. (садятся)
- Ну что, готовы?
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Вспоминать и размышлять,
Что-то новое узнавать.
- Напомню вам правила нашего урока.
Не отвлекаемся.
Дружно все работаем.
- С места не кричим. Руку поднимаем встаем и отвечаем!
- Ребята, историю какого древнего государства мы изучаем? (Древняя Греция)
- Какие города в Древней Греции вы знаете? (Афины, Спарта, Олимп)
- Продолжаем дальше изучать Древнюю Грецию. Вспомним, о чем говорили на прошлых занятиях.
- Давайте дадим определения этим словам.
- Какое государство изучаем?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Обучающиеся сами формируют тему и записывают в рабочих листах)
- Итак, тема нашего "Искусство и досуг в Древней Греции".
- На какие вопросы предстоит ответить?
- Какие цели поставим перед собой?
- Что такое искусство, досуг?
- Кто знает, что это за здание? Где оно находится?
- Красивое, с классическими белыми колонами – одно из старейших театров Поволжья. Находится в г. Саратове - Театр оперы и балета.
- Что такое театр?
- На эти вопросы мы и должны найти ответы. Обратите внимание на фасад здания и нашу презентацию. Что общего в них?
- Добавлю, что колонны являются предметом охраны объекта культурного наследия.
- Многие люди любят Театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции 2,5 тыс. лет назад.
- К нам в гости пришла муза древнегреческой трагедии Мельпомена, она лучше поможет нам погрузиться в атмосферу нашего урока.
- Что обьединяет нашу музу, театр оперы и балета и наш урок. (обратить внимание на маски)
- Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру Древней Греции.
- Какие еще задачи стоят перед нами на уроке? (Познакомиться с особенностями Древне Греческого театра и с историей его возникновения)
- Для решения этих задач сформулируем проблему: В чем отличие Древнегреческого театра от современного?
- Предлагаю посмотреть видеоролик. (просмотр видео)
- У вас на партах лежат исторические словарики, давайте заполним их
- В честь какого бога устраивали представления?
- Что такое театр?
- Кто сопровождал Диониса?
- Откройте стр. 186, прочитайте раздел № 2 и выполните задание, которое находится во втором конверте.
- У каждой команды свое задание. (включить Сиртаке)
- Сейчас предлагаю выйти по одному участнику группы к доске и выполнить 1 задание.
- Здание театра состояло их 3-х частей. (Группы должны были найти части театра, подписать их и раскрасить каждая группа свою часть (трое у доски)
Задание для:
- А мы в это время послушаем выступление групп. Узнаем, какую информацию они получили.
- Итак, команда красных – как называются места для зрителей? (Театром)
- Желтые, что такое Орхестра?
- Зеленые, что такое Скене?
Красные:
- Кто мог присутствовать на представлении?
- Кто сидел на первых рядах?
- Как выглядели билеты в театр?
Желтые:
- Каково назначение орхестры?
- Кто выступал на этой площадке?
- Какую роль играл хор?
Зеленые:
- Что такое скене?
- Каково ее назначение?
- Проверим ребят, каки они выполнили задание. Кто согласен поднимите руки, молодцы.
- Вот так выглядит Афинский театр в Древней Греции.
- Чем отличается от современного театра?
По горам быстрей шагаем
Про Грецию много чего уже знаем.
Вот оливки собираем
И с земли их подбираем. (имитация)
На триере мы гребем
Не отвлекаемся, не отстаем!
К порту причалили. Это-Пирей!
Пора посетить нам Афины скорей!
- И снова мы приплыли в столицу Аттики – в город Афины.
Закрепление полученных знаний
- Сейчас выполним самостоятельную работу. Откройте конверт № 4. (звучит Сиртаке)
- Проверим себя по шаблону. (презентация)
- Выяснили чем современный театр отличается от древнегреческого.
- А теперь посетим театр.
- Что нужно нам для посещения театра (билеты) конверт № 5 "Билеты у Мельпомены"?
- А как узнать когда будет представление?
- Это сейчас есть телефоны и интернет, а раньше? (Афиши, глашатаи, письма, бегуны)
- Сейчас для вас творческое задание, бегать никуда не будем, кричать нес можем, тк находимся в школе, а выполним мини-проект.
- На вашим столе лежат ватман, картинки. Нужно создать афишу и презентовать ее, т.е. рассказать, какое представление будет.
Игра "Крестики-нолики"
Да - X, нет - 0.
- Я вам предлагаю побыть в роли граждан древней Греции.
- Вы знали, что демократию придумали в Древней Греции?
- Как люди голосовали помните?
- Белый камень вы узнали новое что то и можете рассказать об этом.
- Черный материал был интересный но выходите еще больше узнать о Древней Греции. (Ходить с весами от группе к группе)
Домашнее задание
- Выполните одно задание по выбору:
- Ребята кажется Мельпомена нам хочет что то сказать, ей очень понравилось как вы работали сегодня на уроке и она хочет вам подарить карнавальные маски.
- Когда заканчивался спектакль зрители аплодировали актерам. Давайте с вами закончим урок овациями. Поаплодируем друг другу.
- Спасибо за урок. До свидания!