Конспект урока по истории в 5 классе "Искусство и досуг в Древней Греции"

Цель урока: познакомиться с особенностями древнегреческого театра и с историей его возникновения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать внешний вид греческого театра, его устройство; выделять особенности театральных постановок в Греции.

Основные понятия: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия.

Оборудование: проектор, презентация, рабочие листы с отпечатанным текстом на каждого ученика, раздаточный материал) билеты в театр, на доске висит афиша.

Учебник: "История древнего мира 5 класс" под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера и др. М., "Просвещение" 2013.

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, и добрый час!
В первый раз я вижу вас.

Друг на друга посмотрели,
улыбнулись, успокоились
И тихонечко все сели. (садятся)

- Ну что, готовы?

Начинаем мы опять
По истории шагать.
Вспоминать и размышлять,
Что-то новое узнавать.

- Напомню вам правила нашего урока.

Не отвлекаемся.

Дружно все работаем.

- С места не кричим. Руку поднимаем встаем и отвечаем!

Актуализация опорных знаний

- Ребята, историю какого древнего государства мы изучаем? (Древняя Греция)
- Какие города в Древней Греции вы знаете? (Афины, Спарта, Олимп)

Мотивация. Создание проблемной ситуации

- Продолжаем дальше изучать Древнюю Грецию. Вспомним, о чем говорили на прошлых занятиях.
- Давайте дадим определения этим словам.

Плакат на доскеПлакат на доске

- Какое государство изучаем?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Обучающиеся сами формируют тему и записывают в рабочих листах)
- Итак, тема нашего "Искусство и досуг в Древней Греции".

- На какие вопросы предстоит ответить?
- Какие цели поставим перед собой?
- Что такое искусство, досуг?

- Кто знает, что это за здание? Где оно находится?
- Красивое, с классическими белыми колонами – одно из старейших театров Поволжья. Находится в г. Саратове - Театр оперы и балета.
- Что такое театр?

- На эти вопросы мы и должны найти ответы. Обратите внимание на фасад здания и нашу презентацию. Что общего в них?
- Добавлю, что колонны являются предметом охраны объекта культурного наследия.

- Многие люди любят Театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции 2,5 тыс. лет назад.
- К нам в гости пришла муза древнегреческой трагедии Мельпомена, она лучше поможет нам погрузиться в атмосферу нашего урока.
- Что обьединяет нашу музу, театр оперы и балета и наш урок. (обратить внимание на маски)

- Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру Древней Греции.
- Какие еще задачи стоят перед нами на уроке? (Познакомиться с особенностями Древне Греческого театра и с историей его возникновения)
- Для решения этих задач сформулируем проблему: В чем отличие Древнегреческого театра от современного?

Изучение нового материала

- Предлагаю посмотреть видеоролик. (просмотр видео)
- У вас на партах лежат исторические словарики, давайте заполним их
- В честь какого бога устраивали представления?

- Что такое театр?
- Кто сопровождал Диониса?

Первичное закрепление

- Откройте стр. 186, прочитайте раздел № 2 и выполните задание, которое находится во втором конверте.
- У каждой команды свое задание. (включить Сиртаке)

  • Красные - "места для зрелищ"
  • Желтый - "орхестра"
  • Зеленый - "скене"

- Сейчас предлагаю выйти по одному участнику группы к доске и выполнить 1 задание.

- Здание театра состояло их 3-х частей. (Группы должны были найти части театра, подписать их и раскрасить каждая группа свою часть (трое у доски)

Задание для:

  • Красных - найти места для зрителей (театрон), этого определения в учебнике нет.
  • Желтых – найти что означает слово Орхестра.
  • Зеленые - СкенЕ.

- А мы в это время послушаем выступление групп. Узнаем, какую информацию они получили.
- Итак, команда красных – как называются места для зрителей? (Театром)

- Желтые, что такое Орхестра?
- Зеленые, что такое Скене?

Красные:
- Кто мог присутствовать на представлении?
- Кто сидел на первых рядах?
- Как выглядели билеты в театр?

Желтые:
- Каково назначение орхестры?
- Кто выступал на этой площадке?
- Какую роль играл хор?

Зеленые:
- Что такое скене?
- Каково ее назначение?

- Проверим ребят, каки они выполнили задание. Кто согласен поднимите руки, молодцы.
- Вот так выглядит Афинский театр в Древней Греции.

Афинский театр в Древней ГрецииАфинский театр в Древней Греции

- Чем отличается от современного театра?

Физминутка

По горам быстрей шагаем
Про Грецию много чего уже знаем.
Вот оливки собираем
И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем
Не отвлекаемся, не отстаем!
К порту причалили. Это-Пирей!
Пора посетить нам Афины скорей!

- И снова мы приплыли в столицу Аттики – в город Афины.

Закрепление полученных знаний

- Сейчас выполним самостоятельную работу. Откройте конверт № 4. (звучит Сиртаке)
- Проверим себя по шаблону. (презентация)
- Выяснили чем современный театр отличается от древнегреческого.

Подведение итогов

- А теперь посетим театр.
- Что нужно нам для посещения театра (билеты) конверт № 5 "Билеты у Мельпомены"?
- А как узнать когда будет представление?

- Это сейчас есть телефоны и интернет, а раньше? (Афиши, глашатаи, письма, бегуны)
- Сейчас для вас творческое задание, бегать никуда не будем, кричать нес можем, тк находимся в школе, а выполним мини-проект.
- На вашим столе лежат ватман, картинки. Нужно создать афишу и презентовать ее, т.е. рассказать, какое представление будет.

Закрепление

Игра "Крестики-нолики"

Да - X, нет - 0.

  1. Греческий театр был посвящен богу Дионису. (Х)
  2. Место в древнегреческом театре, где выступал хор, называется скене. (О)
  3. Актеры во время спектакля одевали маски. (Х)
  4. Театральные представление показывали круглый год. (О)
  5. Театр посещали только мужчины. (Х)
  6. Актеры были мужчины и женщины. (О)
  7. Греческий театр был под открытым небом? (Х)
  8. В греческом театре ужасы показывали. (О)
  9. Сатиры это лесные боги? (Х)

Рефлексия

- Я вам предлагаю побыть в роли граждан древней Греции.
- Вы знали, что демократию придумали в Древней Греции?
- Как люди голосовали помните?

- Белый камень вы узнали новое что то и можете рассказать об этом.

- Черный материал был интересный но выходите еще больше узнать о Древней Греции. (Ходить с весами от группе к группе)

Домашнее задание

- Выполните одно задание по выбору:

  1. § 39 читать, пересказать.
  2. Опишите здания театра и представление комедии по одноименному рисункустр.190. Какую сцену из комедии Аристофана "Птицы" изобразил художник. Познакомьтесь с документом – отрывок из трагедии Софокла "Антигона" и ответьте на вопрос: в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?
  3. Напишите рассказ от лица грека, который целый день провел в театре.

- Ребята кажется Мельпомена нам хочет что то сказать, ей очень понравилось как вы работали сегодня на уроке и она хочет вам подарить карнавальные маски.
- Когда заканчивался спектакль зрители аплодировали актерам. Давайте с вами закончим урок овациями. Поаплодируем друг другу.
- Спасибо за урок. До свидания!

Размер:
86.6 Kb
Скачали:
12