Форма урока: урок-путешествие.
Цель: формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.
Учебник: История. Древний мир. 5 класс: уч. Для общеобразовательных организаций / В.И. Уколова. 2-е изд. М: Просвещение, 2014. – 159 с.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Основные термины: атлет, пятиборье, ипподром, олимпия.
Организационный этап
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учитель задает вопросы:
- Спасибо за ответы, а мы продолжаем.
- Прослушайте отрывок и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить.
Это событие – наследие древних греков - использует и нынешнее поколение людей. Это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие прошло в нашей стране в городе Сочи. Перед вами парк в Сочи.
- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Об Олимпийских играх)
- Тема нешего урока "Олимпийские игры в древности".
- Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока в тетради.
- Какую цель вы поставите на сегодняшний урок? (узнать о появлении и развитии Олимпийских игр в Древней Греции)
- Какие вопросы мы будем рассматривать? (ответы учащихся)
- Существует несколько мифов о возникновении Олимпийских игр.
- Первый связан с богом-громовержцем Зевсом и его отцом – титаном Кроносом. На уроке "Боги Греции" мы познакомились с мифом о том, что Кронос боялся, что его победит сын и пожирал своих детей после их рождения. Мать Зевса утаила его младенцем, отдав на съедение Кроносу завернутый в пеленки камень.
Зевс вырос и победил своего отца. В честь этого события Зевс повелел проводить Олимпийские игры, в священном месте Олимпия. Также, в другом мифе сказано, что одним из первых участников Олимпийских игр был сын Зевса – Геракл, совершивший 12 подвигов, о котором мы также говорили на предыдущих уроках.
- Теперь давайте откроем свои учебники и прочитаем о возникновении их в Греции.
- Первый вариант ищет информацию о первых Олимпийских играх: вы должны назвать дату, время и место проведения олимпийских игр.
- Итак, первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э.
- Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение. Также в Олимпии была роща и храм, посвященные Зевсу)
- Запишите эту дату и место проведения к себе в тетради.
Олимпийские игры проводились 5 дней. 1 день приносили жертвы богам, участники клялись в честности участия в состязаниях, подобные клятвы приносили и судьи. Со 2 по 4 проходили соревнования, а на 5 день подводили итоги и награждали победителей.
- Второй вариант ищет традиции проведения: что было запрещено во время проведения игр (войны), как называли участников состязаний и в каких состязаниях они участвовали.
- Познакомьтесь с традициями первых олимпийских игр.
Физкультминутка
В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
- Кто такие атлеты?
Атлеты - участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, их покровителем был бог Гермес
- Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни.
- Что такое пятиборье, ипподром?
Ипподром - комплекс сооружений для соревнований на колесницах
- Со 2 по 3 день проходило пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. На 4 день были гонки на колесницах, проходившие на ипподроме.
Запишите новые понятия в гармошку лэпбука, где содержатся термины по разделу Древняя Греция
- Молодцы, вернемся к работе.
- Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?
- Теперь обратите внимание на раздаточные материалы. Работаем в парах.
- Перед вами изображения разных видов спорта древней Греции на глиняной посуде, вам необходимо найти правильное название этого вида спорта.
- Давайте проверим. Итак, как называются соревнования, представленные на иллюстрациях? (пятиборье)
- Какие виды пятиборья представлены? (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба)
- Чем же заканчивались Олимпийские игры? Прошу Вас еще раз просмотреть приложение № 1 и учебник на стр. 104-105 пункт "Победители".
- Итак, кто же такие олимпионики? Как проходило их награждение?
- Ребята, в завершении нашего сегодняшнего урока, предлагаю Вам поработать с заданиями приложения № 3 и сдать мне для последующего оценивания.
- Подводя итог работы данного урока, прошу оценить своюработу, используя метод "Чемодан, мясорубка, корзина".
- На ваших столах лежат раздаточные материалы с вышеупомянутыми картинками. Вам необходимо обвести картинку, которую вы считаете наиболее подходящей.
- Если урок, по вашему мнению, будет полезен – обведите чемодан.
- Если не вся информация показалось полезной – мясорубку, а если материал урока вам не пригодится – то корзину.
- По окончании урока я прошу вас сдать мне задание с пропущенными словами и карточки с картинками.
- Я благодарю вас за активную работу, умение слушать и делать выводы.
- Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником современных Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну. Спасибо за урок!