Конспект урока истории в 5 классе "Олимпийские игры в древности"

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Учебник: История. Древний мир. 5 класс: уч. Для общеобразовательных организаций / В.И. Уколова. 2-е изд. М: Просвещение, 2014. – 159 с.

Задачи:

  1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
  2. Изучение новых понятий по данной теме.
  3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:

  • умение рассказывать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
  • объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;знать виды спорта в Древней Греции.

Основные термины: атлет, пятиборье, ипподром, олимпия.

Ход урока

Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний

Учитель задает вопросы:

  1. Историю какого государства мы с вами изучаем? (Древняя Греция)
  2. Где находится Древняя Греция? (На юге Европы, на территории Балканского полуострова)
  3. Какие моря омывают территорию Древней Греции? (Ионическое, Эгейское, Средиземное)
  4. Что такое полис? (Город-государство)
  5. Какие города Древней Греции вы знаете? (Микены, Афины, Спарта, Фивы, Пилос)
  6. Назовите богов, в которых верили Древние Греки?
  7. Какие самые известные поэмы дают нам представления о Древней Греции?
  8. Кто их автор и когда они были написаны?

- Спасибо за ответы, а мы продолжаем.

Постановка цели и задач урока

- Прослушайте отрывок и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить.

Это событие – наследие древних греков - использует и нынешнее поколение людей. Это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие прошло в нашей стране в городе Сочи. Перед вами парк в Сочи.

- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Об Олимпийских играх)
- Тема нешего урока "Олимпийские игры в древности".
- Давайте запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока в тетради.

- Какую цель вы поставите на сегодняшний урок? (узнать о появлении и развитии Олимпийских игр в Древней Греции)
- Какие вопросы мы будем рассматривать? (ответы учащихся)

Изучение нового материала

- Существует несколько мифов о возникновении Олимпийских игр.
- Первый связан с богом-громовержцем Зевсом и его отцом – титаном Кроносом. На уроке "Боги Греции" мы познакомились с мифом о том, что Кронос боялся, что его победит сын и пожирал своих детей после их рождения. Мать Зевса утаила его младенцем, отдав на съедение Кроносу завернутый в пеленки камень.

Зевс вырос и победил своего отца. В честь этого события Зевс повелел проводить Олимпийские игры, в священном месте Олимпия. Также, в другом мифе сказано, что одним из первых участников Олимпийских игр был сын Зевса – Геракл, совершивший 12 подвигов, о котором мы также говорили на предыдущих уроках.

- Теперь давайте откроем свои учебники и прочитаем о возникновении их в Греции.
- Первый вариант ищет информацию о первых Олимпийских играх: вы должны назвать дату, время и место проведения олимпийских игр.
- Итак, первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э.

- Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение. Также в Олимпии была роща и храм, посвященные Зевсу)
- Запишите эту дату и место проведения к себе в тетради.

Олимпийские игры проводились 5 дней. 1 день приносили жертвы богам, участники клялись в честности участия в состязаниях, подобные клятвы приносили и судьи. Со 2 по 4 проходили соревнования, а на 5 день подводили итоги и награждали победителей.

- Второй вариант ищет традиции проведения: что было запрещено во время проведения игр (войны), как называли участников состязаний и в каких состязаниях они участвовали.
- Познакомьтесь с традициями первых олимпийских игр.

Физкультминутка

В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
- Кто такие атлеты?

Атлеты - участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, их покровителем был бог Гермес

- Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни.
- Что такое пятиборье, ипподром?

Ипподром - комплекс сооружений для соревнований на колесницах

- Со 2 по 3 день проходило пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. На 4 день были гонки на колесницах, проходившие на ипподроме.
Запишите новые понятия в гармошку лэпбука, где содержатся термины по разделу Древняя Греция

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

- Молодцы, вернемся к работе.
- Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?
- Теперь обратите внимание на раздаточные материалы. Работаем в парах.

- Перед вами изображения разных видов спорта древней Греции на глиняной посуде, вам необходимо найти правильное название этого вида спорта.
- Давайте проверим. Итак, как называются соревнования, представленные на иллюстрациях? (пятиборье)
- Какие виды пятиборья представлены? (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба)

- Чем же заканчивались Олимпийские игры? Прошу Вас еще раз просмотреть приложение № 1 и учебник на стр. 104-105 пункт "Победители".
- Итак, кто же такие олимпионики? Как проходило их награждение?

Рефлексия. Итоги урока

- Ребята, в завершении нашего сегодняшнего урока, предлагаю Вам поработать с заданиями приложения № 3 и сдать мне для последующего оценивания.
- Подводя итог работы данного урока, прошу оценить своюработу, используя метод "Чемодан, мясорубка, корзина".

- На ваших столах лежат раздаточные материалы с вышеупомянутыми картинками. Вам необходимо обвести картинку, которую вы считаете наиболее подходящей.
- Если урок, по вашему мнению, будет полезен – обведите чемодан.
- Если не вся информация показалось полезной – мясорубку, а если материал урока вам не пригодится – то корзину.

- По окончании урока я прошу вас сдать мне задание с пропущенными словами и карточки с картинками.
- Я благодарю вас за активную работу, умение слушать и делать выводы.
- Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником современных Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну. Спасибо за урок!

Размер:
29.67 Kb
Скачали:
14