Конспект урока истории 5 класс "Искусство древнего Египта"

Цели урока: ознакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, литературой, медициной.

Задачи:

  • Выяснить как развивалось искусство древнего Египта.
  • Продолжить формирование умений обобщать отдельные факты, работать с текстом учебника.
  • Воспитывать чувство прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Словарь: искусство, сфинкс, пирамида, культура, архитектура, Хеопс, гробница, религия

Оборудование: учебник, мультимедиа, атлас.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Словарная работа

- Сегодня на уроке нам будут необходимы слова, прочитайте их.

Фараон искусство, сфинкс, пирамида, культура, архитектура, Хеопс, гробница, религия, храм, скульптура, саркофаг.

- Со словами: фараон, гробница, религия мы с вами знакомы. Давайте вспомним кто такой фараон, что такое гробница, религия?
- Молодцы, вижу вы хорошо знаете определения

Проверка домашнего задания

- Ребята, вспомните, как называлась тема прошлого урока? (Религия Древнего Египта)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О религии, о богах)
- Древние египтяне верили, что людьми и природой управляли боги.

- Давайте с вами вспомним богов египтян, сейчас мы проверим как вы их выучили. Вам нужно соотнести Имя Бога и какие занятия и силы они отражали:

  • Амон-Ра – Бог солнца.
  • Нут - Богиня неба.
  • Тот – Бог мудрости (ума).
  • Геб - Бог земли.
  • Бастет – Богиня женщин и их красоты.
  • Сет – Бог пустыни и песчаных бурь.
  • Исида-Богиня плодородия (урожая) и воды.
  • Осирис – Бог возрождения.
  • Анубис – бог царства мертвых.
  • Гор – бог неба и солнца.

Сообщение темы урока

- Ребята, в Египте была развита не только религия, но и искусство. Т.к. египтяне верили в загробную жизнь, то они клали в гробницу фараона статуэтки, делали золотые маски, расписывали стены пирамид, строили храмы. .

- Сегодня мы узнаем как развивалось искусство в Древнем Египте.

Изучение нового материала

- Откройте тетради, запишите число, тему урока
- Прочитайте план нашей работы.

  1. Пирамиды.
  2. Храмы.
  3. Гробница фараона Тутанхамона.

- Для того, чтобы начать изучение новой темы нам с вами нужно узнать, что такое искусство, архитектура, скульптура.
- Откройте справочник, запишите.

Искусство - это творческое отражение действительности человеком (архитектура, изо, музыка, скульптура…)

Архитектура – это строительство зданий, сооружений, домов.

Скульптура – это создание из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы.

Сфинкс – животное с телом льва, головой человека.

- Откройте карту на странице 47 учебника. Найдите на карте реку Нил.
- Ребята, на западном берегу Нила возвышаются большие каменные пирамиды.
- Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, сделанный из большой скалы. У него тело льва голова человека.

- Самая высокая - пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н. э. Ее высота 147 метров (сейчас 138 м.) Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно пройти километр.
- Сколько лет строили пирамиду Хеопса, как вы думаете?

- Прочитайте историю строительства пирамиды Хеопса и узнаете сколько лет ее строили.

"... Хеопс заставил всех египтян работать на него.. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы… строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет..."

Семь самых знаменитых сооружений в древности называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды. Пирамиды строили многие люди, чтобы тащить тяжелые камни, на строительстве пирамид работало 100 тысяч человек. Каждые 3 месяца рабочие менялись.

- Давайте посмотрим фрагмент видео, как же шло строительство пирамид.

- Как вы думаете, тяжело было людям строить пирамиды?
Динамическая пауза

- Знамениты и другие постройки египтян – храмы. Вспомните, что такое храм?
- Давайте подойдем к одному храму. Вдоль дороги, ведущей к храму стоит два ряда сфинксов, как охрана.

- Что такое сфинкс? (Сфинкс относится к виду искусства скульптуре)
- По обе стороны ворот сидят огромные фигуры фараонов. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа.

- Затем все медленно шли к реке и поднимались на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах – храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма.

- Фараоны еще при жизни строили себе гробницы. Вспомните кто такой фараон и что такое гробница? (ответы учащихся)
- Прошли тысячелетия и гробницы были разграблены. Только одну гробницу археологи нашли целой. Это гробница фараона Тутанхамона. Никто не входил сюда более трех тысяч лет.

- Посреди первой комнаты стоял трон – на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями.
- Найдите в тексте учебника на стр.59, что еще увидели археологи в гробнице, какие предметы? (мебель, вазы, оружие и драгоценности)

- В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нем – второй, во втором – третий саркофаг, а в третьем – четвертый золотой, в котором находилось тело (мумия) фараона Тутанхамона.

Саркофаг - это гроб. В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество красивых произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Например, в Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусств, а в Санкт-Петербурге – музей Эрмитаж.

- Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов. Записывают тему урока

Итог урока. Рефлексия

Что мы делали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

  • Я узнал …
  • Я удивился …
  • Я задумался …
  • Я запомнил …
  • Я повторил …

Домашнее задание

§11, стр. 61 вопрос № 2, нарисовать пирамиду.
- Спасибо за урок! Урок закончен, можете идти.

Размер:
25.14 Kb
Скачали:
14