Интерактивный урок истории "Разгаданные и неразгаданные тайны Древнего Египта"

Цель: на основе предметов древнеегипетской коллекции в кабинете, видеоряда и групповых заданий заинтересовать учащихся историей Древнего Египта.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Форма занятия: экскурсия по выставке в сочетании с показом слайдов и выполнением заданий учащимися, объединенных в мини группы.

Организационная работа: формируются 4 группы, каждый ребенок получает бейдж с № своей группы (или ведущий сам четко делит класс на 4 группы).

Вводная часть

Коллективная работа с учебной пирамидой (на слайде изображение пирамиды).

Учитель: Вы, ребята, наверняка что-то уже знаете о Древнем Египте. По крайней мере без труда назовете главное архитектурное сооружение. Правильно, пирамида.

Египетские пирамидыЕгипетские пирамиды

Вы видите портреты людей, один из которых первым из европейцев описал древнеегипетскую цивилизацию, второй, совершая военную экспедицию в Египет, сделал научное открытие Древнего Египта. Попытайтесь назвать этих людей. (ведущий показывает на портрет Геродота и называет его имя, показывает на портрет Наполеона и называет его имя)

Сейчас давайте встанем двумя большими полукругами и поговорим о вкладе Геродота и Наполеона в развитии египтологии поподробнее. Мы видим старинную книгу (на слайде). Она была издана 300 лет назад. Написал эту книгу древнегреческий историк Геродот и назвал его "История".

В ней он полно и красочно описал разливы Нила строительство пирамид, религию древних египтян, их обычаи и нравы. История Геродота многие века была единственным учебником по истории Древнего мира.

Но по–настоящему великое открытие Египта произошло намного позже. И это связано с именем знаменитого французского полководца, позже императора Франции Наполеона Бонапарта.

В конце 18 века Наполеон совершил неудачный в военном отношении поход в Египет. Но ученые: историки, археологи, художники, которые были вместе с наполеоновской армией в Египте, сделали потрясающие научные открытия. Итогом их трудов стало написание и издание серии прекрасно иллюстрированных томов "Описание Египта". Всего их было 24 тома. И они произвели на европейцев колоссальное впечатление.

Люди читали о никогда не слышанном, узнавали о жизни, которой они до сих пор и не подозревали. На рисунках они видели чудовищные склепы фараонов, тонкие, как иглы, обелиски - часовые храмов, храмы в гротах и храмы в пещерах, одним словом, древнюю совсем не похожую на европейскую, полную загадок, культуру.

В 19 веке в Египет отправились первые археологические экспедиции, чтобы разгадать загадки страны пирамид. Поскольку сегодня мы с вами тоже открываем тайны древнеегипетской цивилизации. Я предлагаю вам посмотреть на доску. Вы видите 4 портрета известных всему миру ученых- египтологов. Каждая группа под руководством одного из них отправится в увлекательное путешествие в страну на Ниле. Хотите стать настоящими археологами? Тогда в путь. Займите, пожалуйста, места за столами. И внимательно меня послушайте.

Работа в группах по разгадыванию "Древнеегипетских папирусов"

Учитель: сейчас я каждой археологической экспедиции раздам информацию и набор карточек, которые вам надо будет прикрепить на доске, каждую на 2 магнитика.
Ставлю перед вами задачу: Информация, которую вы должны прочитать является ключом к разгадыванию папируса. (папирус показываю)

Она позволит каждой группе определить имя знаменитого египтолога, который станет вашим научным руководителем и научные открытия, сделанные вашей экспедицией. Имя определяете, из текста выделяете главное и все необходимые таблички прикрепляете на доску.

Последовательность табличек на доске:

  • портрет;
  • имя научного руководителя;
  • открытия.

Учитель: Все группы разгадали папирус правильно. А к сделанным вами научным открытиям под руководством Джованни Батиста Бельцони, Рихарда Лепсиуса Огюста Мариетта, Говарда Картера мы постоянно во время нашего виртуального путешествия в Древний Египет будем возвращаться.
- А сейчас давайте посмотрим небольшой слайд-фильм о стране, тайны которой мы собираемся с вами открывать.

Показ тематических слайдов

Слайд 1. (на экране сначала урока без названия комментариев ведущего)
Слайд 2. Египет - это страна, которая в древности, впрочем и сейчас тоже, находилась, на северо-востоке Африки.

Слайды 3-4. Именно здесь в северо-восточной части Африканского континента протекала в древности, течет и сейчас самая длинная река в мире - Нил, в долине которой много тысяч лет назад (примерно 10 тыс. лет назад) поселились люди.

Слайд 5. Долина представляла собой узкую полосу плодородной земли по обоим берегам Нила. Только здесь в нильских оазисах в древности могли жить люди, потому что дальше находилась бесплодная пустыня, где человеческая жизнь была просто невозможна.

Слайд 6. По берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник-папирус, очень значимое растение для Древнего Египта. Почему, предположите? (ответы детей)

Слайд 7. В прибрежных зарослях можно было увидеть крокодила и бегемота, к воде подходили слоны и жирафы. А в небе летали дикие гуси и утки.

Слайд 8. Первые государства появились в долине реки примерно 6 тысяч лет назад. Сначала их было около 40 и назывались они номы.

Слайд 9. Правили номами цари, которые постоянно враждовали друг с другом. В итоге длительных войн на территории Древнего Египта образовалось два крупных царства.

Слайд 10. Царь Северного Египта носил корону, которая была красного цвета, а у царя Южного Египта корона была белого цвета. Цари ожесточенно воевали друг с другом.

Слайд 11. В 3000 году до нашей эры, то есть примерно 5 тысяч лет назад царю Южного Египта удалось завоевать Северный Египет – образовалось Единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от дельты до первого порога Нила.

Слайд 12. Правили единым египетским государством фараоны, которые носили красно-белую двойную корону и каждый из которых был божественным владыкой Египта.

Слайд 13. В 5 классе вы начали изучать историю Единого Египетского государства, которое в своем развитии прошло 3 этапа, три царства: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. И как самостоятельное государство просуществовало более 40 веков. За это время сменилось более 30 династий египетских фараонов (династия – это семья правителей, которые передают власть из поколения в поколение. Если бы твой папа (говорит учитель, обращаясь к любому ребенку) был фараоном, то после него фараоном стал бы ты, а потом- твой сын и внук. Каждая династия оставила свой след в истории Египта и свои загадки. И вы сегодня некоторые загадки разгадаете.

Экскурсия к уроку "Разгаданные и неразгаданные тайны Древнего Египта"

Следующая загадка связана с именем французского ученого - египтолога Франсуа Шампольона (обращение к портрету), который открыл тайну египетской письменности. После завоевания Египта Наполеоном было открыто огромное количество древнеегипетских памятников культуры. Главенствующую роль в расшифровке иероглифов сыграло нахождение в 1799 г. Розеттского камня, на котором был высечен текст, написанный с помощью трех языков: древнегреческого, древнеегипетского посредством начертания иероглифов, а также древнеегипетского с использованием знаков египетского демотического (обыденного) письма.

Немало ученых сопоставляли тексты, но расшифровать Розетский камень удалось только Франсуа Шампальону – талантливому французскому ученому-египтологу. Благодаря этому открытию Шампольоном был составлен первый иероглифический словарь и грамматика египетского языка и перед человечеством приоткрылась завеса таинственности, где богом счета, письма и божественного разума был Тот. Египтяне представляли его, то в виде павиана с лунным диском на голове, то человеком с головой священной птицы ибис.

Мы с вами тоже можем заглянуть в этот таинственный и долгое время загадочный мир древнеегипетского письма. Перед вами – древнеегипетский папирус, которого касалась рука жившего многие тысячелетия назад египтянина и начертавшего древнеегипетский текст особыми чернилами. Свиток за колоссальный период лет потемнел, а текст немного выцвел. Писали, а точнее процарапывали и на деревянных табличка. Одну из которых вы видите перед собой. Это не простая табличка. Египтяне писали вот на таких вотивных табличках, чтобы облегчить как они верили переход умершего в загробный мир, кладя их ему на грудь.

Вообще "культ мертвых" или "заупокойный культ" играл исключительную роль в религиозных представлениях и жизни древних египтян. Согласно этим представлениям жизнь человека является вечной. А смерть не окончание существования, а просто переход в иное состояние. Но для того, чтобы существование продолжалось необходимо быть "правильно" похороненным. Поэтому египтяне всю жизнь готовились к смерти.

Они считали, что следовало сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробной жизни. После смерти тело бальзамировали и мумифицировали. Жрецы удаляли из тела все внутренние органы, кроме сердца, заворачивали в холст и помещали в 4 высокие каменные вазы – канопы, размещавшиеся в гробнице, рядом с саркофагом.

Гипсовые копии таких каноп прибыли к нам из Санкт-Петербурга, где сделаны были по образцу и подобию настоящих египетских каноп и теперь у нас с вами есть возможность их внимательно рассмотреть. Вы видите, что канопы - это сосуд с крышкой. Крышка может иметь разные формы: шакала, сокола, человека и павиана. Египтяне нередко сочетали предметы и изображения животных или человека. Изображая богов, сочетали тело человека с головой животного или птицы.

Саркофаги и канопы археологи находили в гробницах (местах захоронения). Самыми известными гробницами были пирамиды. Знатных египтян хоронили в скальных и полускальных гробницах, а вот самыми ранними захоронениями были мастабы. Мастаба построена в виде усеченной пирамиды и состоят из двух частей: наземной и подземной. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях.

СаркофагСаркофаг

Назовите имя руководителя экспедиции из Пруссии, первым успехом которой стало открытие нового на тот момент вида египетских гробниц – "мастаб". (Ребята отвечают). Да, такой вид гробниц был открыт ученым-египтологом Рихардом Лепсиусом, который исследовал в общей сложности сто тридцать таких гробниц.

Назначение всех видов гробниц было одно – место захоронения. Тело умершего клали в саркофаг (модель которого на нашей выставке). Но прежде его мумифицировали. На нашей выставке вы видите правую кисть руки мумии. В гробницы укладывали предметы, которые, как полагали египтяне, могли им понадобится в загробной жизни.

Среди них – подошвы сандалий мумии. Сандалии могли быть сделаны из папируса, кожи и, даже, из золота. Такие золотые сандалии, которые вы видите на изображении, были найдены в гробнице Тутанхамона.
Полную версию работы вы можете скачать по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!