Цель: на основе предметов древнеегипетской коллекции в кабинете, видеоряда и групповых заданий заинтересовать учащихся историей Древнего Египта.
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Форма занятия: экскурсия по выставке в сочетании с показом слайдов и выполнением заданий учащимися, объединенных в мини группы.
Организационная работа: формируются 4 группы, каждый ребенок получает бейдж с № своей группы (или ведущий сам четко делит класс на 4 группы).
Вводная часть
Коллективная работа с учебной пирамидой (на слайде изображение пирамиды).
Учитель: Вы, ребята, наверняка что-то уже знаете о Древнем Египте. По крайней мере без труда назовете главное архитектурное сооружение. Правильно, пирамида.
Вы видите портреты людей, один из которых первым из европейцев описал древнеегипетскую цивилизацию, второй, совершая военную экспедицию в Египет, сделал научное открытие Древнего Египта. Попытайтесь назвать этих людей. (ведущий показывает на портрет Геродота и называет его имя, показывает на портрет Наполеона и называет его имя)
Сейчас давайте встанем двумя большими полукругами и поговорим о вкладе Геродота и Наполеона в развитии египтологии поподробнее. Мы видим старинную книгу (на слайде). Она была издана 300 лет назад. Написал эту книгу древнегреческий историк Геродот и назвал его "История".
В ней он полно и красочно описал разливы Нила строительство пирамид, религию древних египтян, их обычаи и нравы. История Геродота многие века была единственным учебником по истории Древнего мира.
Но по–настоящему великое открытие Египта произошло намного позже. И это связано с именем знаменитого французского полководца, позже императора Франции Наполеона Бонапарта.
В конце 18 века Наполеон совершил неудачный в военном отношении поход в Египет. Но ученые: историки, археологи, художники, которые были вместе с наполеоновской армией в Египте, сделали потрясающие научные открытия. Итогом их трудов стало написание и издание серии прекрасно иллюстрированных томов "Описание Египта". Всего их было 24 тома. И они произвели на европейцев колоссальное впечатление.
Люди читали о никогда не слышанном, узнавали о жизни, которой они до сих пор и не подозревали. На рисунках они видели чудовищные склепы фараонов, тонкие, как иглы, обелиски - часовые храмов, храмы в гротах и храмы в пещерах, одним словом, древнюю совсем не похожую на европейскую, полную загадок, культуру.
В 19 веке в Египет отправились первые археологические экспедиции, чтобы разгадать загадки страны пирамид. Поскольку сегодня мы с вами тоже открываем тайны древнеегипетской цивилизации. Я предлагаю вам посмотреть на доску. Вы видите 4 портрета известных всему миру ученых- египтологов. Каждая группа под руководством одного из них отправится в увлекательное путешествие в страну на Ниле. Хотите стать настоящими археологами? Тогда в путь. Займите, пожалуйста, места за столами. И внимательно меня послушайте.
Работа в группах по разгадыванию "Древнеегипетских папирусов"
Учитель: сейчас я каждой археологической экспедиции раздам информацию и набор карточек, которые вам надо будет прикрепить на доске, каждую на 2 магнитика.
Ставлю перед вами задачу: Информация, которую вы должны прочитать является ключом к разгадыванию папируса. (папирус показываю)
Она позволит каждой группе определить имя знаменитого египтолога, который станет вашим научным руководителем и научные открытия, сделанные вашей экспедицией. Имя определяете, из текста выделяете главное и все необходимые таблички прикрепляете на доску.
Последовательность табличек на доске:
Учитель: Все группы разгадали папирус правильно. А к сделанным вами научным открытиям под руководством Джованни Батиста Бельцони, Рихарда Лепсиуса Огюста Мариетта, Говарда Картера мы постоянно во время нашего виртуального путешествия в Древний Египет будем возвращаться.
- А сейчас давайте посмотрим небольшой слайд-фильм о стране, тайны которой мы собираемся с вами открывать.
Показ тематических слайдов
Слайд 1. (на экране сначала урока без названия комментариев ведущего)
Слайд 2. Египет - это страна, которая в древности, впрочем и сейчас тоже, находилась, на северо-востоке Африки.
Слайды 3-4. Именно здесь в северо-восточной части Африканского континента протекала в древности, течет и сейчас самая длинная река в мире - Нил, в долине которой много тысяч лет назад (примерно 10 тыс. лет назад) поселились люди.
Слайд 5. Долина представляла собой узкую полосу плодородной земли по обоим берегам Нила. Только здесь в нильских оазисах в древности могли жить люди, потому что дальше находилась бесплодная пустыня, где человеческая жизнь была просто невозможна.
Слайд 6. По берегам росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник-папирус, очень значимое растение для Древнего Египта. Почему, предположите? (ответы детей)
Слайд 7. В прибрежных зарослях можно было увидеть крокодила и бегемота, к воде подходили слоны и жирафы. А в небе летали дикие гуси и утки.
Слайд 8. Первые государства появились в долине реки примерно 6 тысяч лет назад. Сначала их было около 40 и назывались они номы.
Слайд 9. Правили номами цари, которые постоянно враждовали друг с другом. В итоге длительных войн на территории Древнего Египта образовалось два крупных царства.
Слайд 10. Царь Северного Египта носил корону, которая была красного цвета, а у царя Южного Египта корона была белого цвета. Цари ожесточенно воевали друг с другом.
Слайд 11. В 3000 году до нашей эры, то есть примерно 5 тысяч лет назад царю Южного Египта удалось завоевать Северный Египет – образовалось Единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от дельты до первого порога Нила.
Слайд 12. Правили единым египетским государством фараоны, которые носили красно-белую двойную корону и каждый из которых был божественным владыкой Египта.
Слайд 13. В 5 классе вы начали изучать историю Единого Египетского государства, которое в своем развитии прошло 3 этапа, три царства: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. И как самостоятельное государство просуществовало более 40 веков. За это время сменилось более 30 династий египетских фараонов (династия – это семья правителей, которые передают власть из поколения в поколение. Если бы твой папа (говорит учитель, обращаясь к любому ребенку) был фараоном, то после него фараоном стал бы ты, а потом- твой сын и внук. Каждая династия оставила свой след в истории Египта и свои загадки. И вы сегодня некоторые загадки разгадаете.
Экскурсия к уроку "Разгаданные и неразгаданные тайны Древнего Египта"
Следующая загадка связана с именем французского ученого - египтолога Франсуа Шампольона (обращение к портрету), который открыл тайну египетской письменности. После завоевания Египта Наполеоном было открыто огромное количество древнеегипетских памятников культуры. Главенствующую роль в расшифровке иероглифов сыграло нахождение в 1799 г. Розеттского камня, на котором был высечен текст, написанный с помощью трех языков: древнегреческого, древнеегипетского посредством начертания иероглифов, а также древнеегипетского с использованием знаков египетского демотического (обыденного) письма.
Немало ученых сопоставляли тексты, но расшифровать Розетский камень удалось только Франсуа Шампальону – талантливому французскому ученому-египтологу. Благодаря этому открытию Шампольоном был составлен первый иероглифический словарь и грамматика египетского языка и перед человечеством приоткрылась завеса таинственности, где богом счета, письма и божественного разума был Тот. Египтяне представляли его, то в виде павиана с лунным диском на голове, то человеком с головой священной птицы ибис.
Мы с вами тоже можем заглянуть в этот таинственный и долгое время загадочный мир древнеегипетского письма. Перед вами – древнеегипетский папирус, которого касалась рука жившего многие тысячелетия назад египтянина и начертавшего древнеегипетский текст особыми чернилами. Свиток за колоссальный период лет потемнел, а текст немного выцвел. Писали, а точнее процарапывали и на деревянных табличка. Одну из которых вы видите перед собой. Это не простая табличка. Египтяне писали вот на таких вотивных табличках, чтобы облегчить как они верили переход умершего в загробный мир, кладя их ему на грудь.
Вообще "культ мертвых" или "заупокойный культ" играл исключительную роль в религиозных представлениях и жизни древних египтян. Согласно этим представлениям жизнь человека является вечной. А смерть не окончание существования, а просто переход в иное состояние. Но для того, чтобы существование продолжалось необходимо быть "правильно" похороненным. Поэтому египтяне всю жизнь готовились к смерти.
Они считали, что следовало сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробной жизни. После смерти тело бальзамировали и мумифицировали. Жрецы удаляли из тела все внутренние органы, кроме сердца, заворачивали в холст и помещали в 4 высокие каменные вазы – канопы, размещавшиеся в гробнице, рядом с саркофагом.
Гипсовые копии таких каноп прибыли к нам из Санкт-Петербурга, где сделаны были по образцу и подобию настоящих египетских каноп и теперь у нас с вами есть возможность их внимательно рассмотреть. Вы видите, что канопы - это сосуд с крышкой. Крышка может иметь разные формы: шакала, сокола, человека и павиана. Египтяне нередко сочетали предметы и изображения животных или человека. Изображая богов, сочетали тело человека с головой животного или птицы.
Саркофаги и канопы археологи находили в гробницах (местах захоронения). Самыми известными гробницами были пирамиды. Знатных египтян хоронили в скальных и полускальных гробницах, а вот самыми ранними захоронениями были мастабы. Мастаба построена в виде усеченной пирамиды и состоят из двух частей: наземной и подземной. В погребальной камере, которая представляла собой подземный колодец, находилась мумия умершего. Вход в этот склеп был замурован. В наземной части находились помещения, которые использовались в ритуальных целях.
Назовите имя руководителя экспедиции из Пруссии, первым успехом которой стало открытие нового на тот момент вида египетских гробниц – "мастаб". (Ребята отвечают). Да, такой вид гробниц был открыт ученым-египтологом Рихардом Лепсиусом, который исследовал в общей сложности сто тридцать таких гробниц.
Назначение всех видов гробниц было одно – место захоронения. Тело умершего клали в саркофаг (модель которого на нашей выставке). Но прежде его мумифицировали. На нашей выставке вы видите правую кисть руки мумии. В гробницы укладывали предметы, которые, как полагали египтяне, могли им понадобится в загробной жизни.
Среди них – подошвы сандалий мумии. Сандалии могли быть сделаны из папируса, кожи и, даже, из золота. Такие золотые сандалии, которые вы видите на изображении, были найдены в гробнице Тутанхамона.
Полную версию работы вы можете скачать по ссылке ниже