Цели:
Оборудование: карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская».
Термины: фараон, папирус, Нил, Мемфис
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила».
а) Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»
Для этого вспомни:
- Где находится Египет?
- Какой климат и рельеф имеет страна?
- Какую роль в жизни египтян играла река Нил?
- Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?
- Какие занятия существовали у жителей Египта?
Сделай вывод.
б) Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек)
Задание: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни илу?»
Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота,
Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.
Еда появляется после его разлива.
Все живут благодаря нему и богатства обретают по его воле.
в) Фронтальная беседа по вопросам:
3. Переход к новой теме.
Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой, поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.
- Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?
4. Изучение новой темы.
План
На доске: тема урока, новые слова.
1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
- Прочитайте п1 на с.35.
- Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники.)
2. Работа с историческим документом.
Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи.
Задание. Выяснить: какие виды ремёсел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремёсел.
Хети везёт сына в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчёркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжёлого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.
Для 1-й группы.
О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.
Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) ещё ребёнок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.
Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
Каждый ремесленник, работающий резцом, устаёт больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.
Каменотёс ищет работу по всякому твёрдому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.
Для 2-й группы.
Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчёлам ,поедающим свои труды…
Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб- отдаёт он его домой; избиты, избиты его дети.
У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… Устаёт он… и спокойно ему так, как спокойно кому- нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.
Для 3-ей группы.
Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Даёт он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…
Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он своё имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…
У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы,… рука его не останавливается.
Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жуёт он кожу.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…
Я расскажу тебе ещё о рыбаке, достаётся ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…
Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.
3. Беседа по вопросам к документу.
Записать в тетрадь виды ремёсел в Древнем Египте.
О работе горшечников можно рассказать по картине «Гончарная мастерская»
4. Работа над новым понятием.
Налоги - это платёж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги – это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока.
7. Выставление оценок.