Цели: Познакомиться декоративно – прикладным искусством Древних Египта, символикой украшений, их значением в жизни древних египтян
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование и материалы: Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов. Художественные материалы.
Ход урока
Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока. Беседа.
Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери,
Птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
О какой стране идёт речь? (Древний Египет).
Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.
- Что вы знаете о Древнем Египте? (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов-царей Древнего Египта).
И сегодня на уроке мы поговорим об искусстве Древнего Египта и украшениях египтян.
Мы с вами уже говорили о том, что мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в строительстве пирамид (гробниц). Величина и пышность убранства которых зависели от знатности человека. О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Древний Египет давно завораживает людей своей загадочностью, архитектурным совершенством пирамид и скульптурных сооружений, таинством мифов и легенд. Жизнь древних египтян, проживающих в дельте Нила, которую окружали пески, во многом зависела от разливов реки. Этим определялся размер урожая, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва, которой контрастировала с цветом «Красной земли» — бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.
Изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением.
Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Одежда разных слоев населения практически не отличалась, имелась лишь разница в качестве материала. Женская одежда представительниц знати была более легкая и изящная из прозрачной плесерованной ткани.
Слайд 1. Климат в долине Нила вообще не требовал одежды. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку - схенти, туловище было свободно от одежды.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.
В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета – желтого.
Слайд 2. Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях.
Слайд 3. Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, атакже полосатый платок – клафт. Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Слайд 4. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона и посох
Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.
Египет считается родиной льна. О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различимой глазом пряжи весили всего 1 г. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь пять слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.
Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
Слайд 5. Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-желтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Слайд 6, 7. Египтяне носили украшения не только на руках и ногах. Женщины одевали ожерелье в виде солнца. Знатные египтяне носили пышные парики. Женщины и царицы имели парики с бесчисленным количеством косичек, богато украшенные металлические обручи или нарядными повязками. Мужчины в знак отличия от низших слоев носили искусственную бороду (знак высокого положения), самую длинную из которых носить имел право лишь фараон. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.
Как это не покажется вам парадоксально, но в Древнем Египте не существовало декоративно-прикладного искусства в нашем понимании. Предметы обихода украшались исходя из религиозных воззрений и природных условий, в которых жил человек. Все узоры на украшениях и предметах быта носили либо заклинательный характер. Верховный бог солнца Амон-Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском, окруженным змеей.
По преданию: дети верховного бога солнца Амона-Ра ушли на прогулку и задержались, и тогда Ра отправил свое око на их поиски, а когда оно вернулось, поместил его себе на лоб, так как уже сотворил себе новое. С тех пор солнечное око в виде змеи (урей) стали носить на коронах все боги, а потом и фараоны, унаследовавшие власть от богов. Урей, помещенный на корону, испепелял врагов и оберегал законы мироздания.
Существовало поверье, что скарабеи обладают способностью самозарождения, поэтому изображения скарабеев служили амулетами, защищающими от смертоносных, злых сил, ядовитых укусов. Считалось, что такой амулет может помочь воскреснуть из мертвых. Глаз-уаджет, изображаемый на украшениях, символизировал защиту от любой беды и воскресение после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый – Луну). Часто изображались в руках у цариц и фараонов знаки силы (в виде единицы) и знаки жизни (в виде кольца на подпоре).
Цвета изображаемых символов также имели символическое значение: золотисто-желтый обозначал солнце, белый – луну, зеленый символизировал воскресение природы и ее плодородие, синий – небо и воду.
Слайд 8. В городах Древнего Египта процветали ремёсла. Создавались произведения, поражающие непревзойдённой тонкостью работы, высоким художественным мастерством.
Эта великолепная ваза вырезана из полупрозрачного камня – алебастра. Чаша на высокой ножке смотрится как цветок лотоса.
Слайд 9. Гробницы фараонов обиты пластинками золота, лёгкая чеканка которых имеет изобразительные мотивы. Иероглифическое письмо использовалось в Египте на протяжении более 3500 лет и являлось одним из видов изобразительного искусства В древнеегипетском «писать» и «рисовать» обозначалось одним словом. Очень часто в настенной росписи гробниц и храмов можно увидеть рядом с изображениями предметов, фигурами людей иероглифические надписи.
3. Практическая работа учащихся
Сегодня на уроке мы с вами попробуем сделать зарисовки маски фараона Тутанхамона. Вам нужно их расписать.
4. Итог урока. Выставка работ. Домашнее задание: подобрать дополнит материал «Искусство Древней Греции».