Цели и задачи урока:
Оборудование:
Термины и понятия: гробница, вельможа, рельефы.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент |
Приветствие классу, проверка готовности к уроку |
Приветствие учителя. |
Закрепление пройденного материала |
1. Подготовка устного ответа по карточке. (1 ученик) 2. Тест. (8 человек) |
Заслушивание устного ответа по карточке, отзыв учащихся по плану-памятке. |
Изучение новой темы |
Начало просмотра презентации. (слайд 1, 2, 3) О чем могут рассказать гробницы вельмож Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи, так как еще при жизни они строили для себя каменные гробницы, стены которых украшали надписями, рисунками и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное на камне чудесным образом может ожить, поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, жену, детей и свое имущество, чтобы после смерти жить даже лучше, чем при жизни. Показ видео-фильма с CD. Работа с интерактивным объектом с CD. В усадьбе вельможи. (слайд 4) Прочитать п. 1, 2 § 8, стр. 40 учебника Вигасина А.А. Беседа по прочитанному Вопросы: - Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? - В каких условиях жили вельможи? - О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? - Служебные обязанности вельможи. Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним и сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе. А теперь мы с вами поработаем с документом и ответим на вопросы по нему. Беседа по тексту документа - Кто такой вельможа? - Как выполнял свои обязанности вельможа? - Как относится к царю вельможа? - Чем занимался вельможа по поручению царя Египта. |
Работа с объектами CD. Самостоятельная работа с текстом учебника Ответы на вопросы: - На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож. - В богатом доме, носили дорогие украшения, питались разными яствами и развлекались под игру музыкантов и танцовщиц. - О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае – вера в загробную жизнь. Работа с текстом документа Ответы на вопросы: - Знатный и богатый египтянин. - Выполнял так, что царь его хвалил. - Он его боготворит, пытается выслужиться. - Дети записывают ответ в виде схемы. |
Закрепление изученного |
Решение творческой задачи Определите по отрывку различие между взглядами на управление людей древнего царства и первобытной общины. «Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им» - А сейчас мы проверим, что вы запомнили на уроке. Поиграем в игру «Да» или «Нет» Учитель: Я утверждаю что … 1. Вельмож хоронили в гробницах, 2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы, 3. Фараон мог приказать побить вельможу палками, 4. Вельможа, подходя к трону фараона вставал на колени и падал лицом вниз, 5. Вельможа сам пахал землю у себя на участке, 6. Вельможа не работал, 7. Вельможа носил много украшений, 8. Фараон считал вельмож своими слугами. Работа с терминами: гробница, вельможа, рельеф. |
Ответ: Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми и признавал за ним полноту власти, а люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием не могли так смотреть на власть старейшины, они считали его равным себе, они его выбирали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных. Дети записывают в тетради: Гробница – сооружение из камня, в котором хранится гроб с прахом умершего, усыпальница. Вельможа – богатый, знатный египтянин. Рельефы – выпуклые изображения на плоскости. |
Домашнее задание |
1. Выставление оценок. 2. Прочитать § 8 (учебник Вигасина А.А.), подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож» |
|