Конспект урока истории в 5 классе "Жизнь египетского вельможи"

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся 5 класса с образом жизни и бытом привилегированных слоев древнеегипетского общества;
  • формировать умения анализировать исторические факты;
  • учить приемам самостоятельной работы.

Оборудование:

  1. карта "Древний Восток. Египет и Передняя Азия" (на CD "История Древнего мира и средних веков");
  2. иллюстрации из "Альбома по истории культуры Древнего мира";
  3. проектор и презентация к уроку.

Термины и понятия: гробница, вельможа, рельефы.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Приветствие классу, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя.

Закрепление пройденного материала

1. Подготовка устного ответа по карточке. (1 ученик)

2. Тест. (8 человек)

Заслушивание устного ответа по карточке, отзыв учащихся по плану-памятке.

Изучение новой темы

Начало просмотра презентации. (слайд 1, 2, 3)

О чем могут рассказать гробницы вельмож

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи, так  как еще при жизни они строили для себя каменные гробницы, стены которых украшали надписями, рисунками и рельефами.

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное на камне чудесным образом может ожить, поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, жену, детей и свое имущество, чтобы после смерти жить даже лучше, чем при жизни.

Показ видео-фильма с CD.

Работа с интерактивным объектом с CD.

В усадьбе вельможи. (слайд 4)

Прочитать п. 1, 2 § 8, стр. 40 учебника Вигасина А.А.

Беседа по прочитанному

Вопросы:

- Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож?

- В каких условиях жили вельможи?

- О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников?

- Служебные обязанности вельможи.

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти.

Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним и сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

А теперь мы с вами поработаем с документом и ответим на вопросы по нему.

Беседа по тексту документа

- Кто такой вельможа?

- Как выполнял свои обязанности вельможа?

- Как относится к царю вельможа?

- Чем занимался вельможа по поручению царя Египта.

Работа с объектами CD. 

Самостоятельная работа с текстом учебника

Ответы на вопросы:

- На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.

- В богатом доме, носили дорогие украшения, питались разными яствами и развлекались под игру музыкантов и танцовщиц.

- О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае – вера в загробную жизнь.

Работа с текстом документа

Ответы на вопросы:

- Знатный и богатый египтянин.

- Выполнял так, что царь его хвалил.

- Он его боготворит, пытается выслужиться.

- Дети записывают ответ в виде схемы.

 

Закрепление изученного

Решение творческой задачи

Определите по отрывку различие между взглядами на управление людей древнего царства и первобытной общины.

«Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им»

- А сейчас мы проверим, что вы запомнили на уроке. Поиграем в игру «Да» или «Нет»

Учитель: Я утверждаю что …

1. Вельмож хоронили в гробницах,

2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы,

3. Фараон мог приказать побить вельможу палками,

4. Вельможа, подходя к трону фараона вставал на колени и падал лицом вниз,

5. Вельможа сам пахал землю у себя на участке,

6. Вельможа не работал,

7. Вельможа носил много украшений,

8. Фараон считал вельмож своими слугами.

Работа с терминами: гробница, вельможа, рельеф. 

Ответ:

Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми и признавал за ним полноту власти, а люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием не могли так смотреть на власть старейшины, они считали его равным себе, они его выбирали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных. 

Дети записывают в тетради:

Гробница – сооружение из камня, в котором хранится гроб с прахом умершего, усыпальница.

Вельможа – богатый, знатный египтянин.

Рельефы – выпуклые изображения на плоскости.

 

Домашнее задание

1. Выставление оценок.

2. Прочитать § 8 (учебник Вигасина А.А.), подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»

 

 

Размер:
58.57 Kb
Скачали:
5