Конспект урока истории 5 класс "Греческие колонии на берегах средиземного и черного морей"

Цель:

  • ознакомление с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII–VI в до н. э.;
  • определение причин колонизации, основные направления колонизации, выделять факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов;
  • раскрывать последствия Великой греческой колонизации.

Понятия и термины: Великая греческая колонизация, ричины колонизации, основные направления колонизации, установление отношений между колонией и Грецией, взаимоотношения с местными жителями, эллины и варвары.

Образовательные ресурсы: учебник, карты: "Древняя Греция", "Образование греческих колоний".

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся.
Проверка готовность к уроку.

Актуализация знаний

- Ребята, какую тему изучили на прошлом уроке? (Древняя Спарта)
- Где находится Спарта? (показ по карте)
- Какие области Греции завоевали спартанцы?

- Кого называли илотами? Каково их было положение?
- Чем Спарта напоминала военный лагерь? Что было главным занятием Спартанцев? (военное дело)

- Как управлялась Спарта? (Совет старейшин, Народное собрание, Цари)
- Что вам известно о спартанском воспитании? Что означает выражение "Лаконичная речь"?

Постановка учебной задачи

- Сократ шутливо говорил, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что имел в виду афинский мыслитель? (ответы учащихся)
- Сегодня мы это и узнаем. - Итак, тема нашего урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей".
- На какие вопросы должны ответить?

- Как вы думаете, что такое колония?
- Мы уже изучали термин "колония", вспомните...

Колония – это поселение основанное за пределами государства. В переводе с греческого означает: возделываю, обитаю, населяю

- Какой народ древнего Востока основывал колонии и с какой целью. (финикийцы)


Усвоение новых знаний

- Мы с вами сегодня выясним основные причины и направления греческой.
- Мы знаем, что в VIII-VI вв. до н. э. в Греции существовали города-государства - полисы.

- Самыми большими из них были Афины и Спарта.
- Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот процесс называют Великой греческой колонизацией.

План изучения новой темы:

  1. Почему греки покидали родину.
  2. каких местах греки основывали колонии.
  3. Греки и скифы на берегах Черного моря.

Формулирует задания для работы с текстом §32 (п. 1).
- Почему греки покидали родину? (работа с учебником стр.151 п.2)

- Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?
- А какие ваши предположения, почему?

Составление схемы:

  • население росло, страна бедная, не хватало хлеба;
  • борьба между демосом и знатью;
  • готовились к отъезду заблаговременно.

- Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снаряжать корабль: запасы пищи, военная охрана на случай нападения пиратов.
- Оставшиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где возникла колония.
- Вот причалило наше судно на берег. (стр. 152, иллюстрация)

- Опишите ваши первые впечатления от увиденного.
- Почему греки именно такие места выбирали для строительства нового поселения?

  • на возвышенном месте поближе к морю, с удобной бухтой;
  • рядом с водой (рекой) (гавань);
  • где много земли, есть свободное место.

- Торговцы постоянно посещали колонии. Какие товары торговцы привозили? (с. 152 п. 2)
- Мрамор – термин стр. 152.
- Какие товары вывозили?

Какие товары греки везли из колонийКакие товары греки везли из колоний

Динамическая пауза

- Откройте учебник на стр.1 51, рассмотрите карту, найдите Средиземное и Черное моря, Грецию.
- Греческая колонизация имела три основных направления: западное, южное и северо-восточное. (Учитель показывает направления на карте)
- Отправляясь на запад греки достигали берегов Италии, очертания, которой похожи на сапог.

- Прочтите название полуострова на котором расположена Италия. (Апеннинский)
- На берегах Апеннинского полуострова греки основали много колоний: одна из самых больших – город Неаполь.
- Греки заселили большой остров, который они назвали Треугольным.

- А как он теперь называется? (Сицилия)
- Еще дальше на запад, на южном побережье современной Франции, была основана колония …
- Теперь это город Марсель.

- На южном берегу Средиземного моря в Африке была основана греческая колония. Как она называлась? (Кирена)
- Северо-восточное направление. Многочисленные колонии были основаны греками на Черном море.
- Самая крупная колония – это Ольвия. Рядом с Ольвией проживали скифы.

- Определите характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов.
- Самым знаменитым царем скифов был царь Скил. Почему скифские племена восстали против Скила и убили своего царя?

Термины: хитон, гиматий. (стр.153, рисунок)
- Где бы ни жили греки, они говорили на одном языке, пользовались одними и теме же буквами, поклонялись олимпийским богам.
- Сами себя называли эллинами, а Грецию – Элладой.

Закрепление

- Сократ шутливо говорил, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота.
- Что имел в виду афинский мыслитель?
- Какую роль в жизни греков сыграла греческая колонизация?

  • Греки лучше стали ориентироваться в море, проводить корабли между скал и мелей, использовать силу ветра.
  • Они научились строить прочные корабли для плавания.
  • В городах Греции появилось множество мастерских, которые изготавливали ткани, вазы, оружие для продажи племенам, жившим по соседству.
  • В Грецию привозили из колоний хлеб и рабов, пользовавшихся огромным.

Рефлексия

- Что нового ты узнал на уроке?
- Что заинтересовало больше всего?
- С каким настроением вы работали? (нарисуйте смайлик)

Размер:
26.87 Kb
Скачали:
7