Цель:
Понятия и термины: Великая греческая колонизация, ричины колонизации, основные направления колонизации, установление отношений между колонией и Грецией, взаимоотношения с местными жителями, эллины и варвары.
Образовательные ресурсы: учебник, карты: "Древняя Греция", "Образование греческих колоний".
Приветствие учащихся.
Проверка готовность к уроку.
- Ребята, какую тему изучили на прошлом уроке? (Древняя Спарта)
- Где находится Спарта? (показ по карте)
- Какие области Греции завоевали спартанцы?
- Кого называли илотами? Каково их было положение?
- Чем Спарта напоминала военный лагерь? Что было главным занятием Спартанцев? (военное дело)
- Как управлялась Спарта? (Совет старейшин, Народное собрание, Цари)
- Что вам известно о спартанском воспитании? Что означает выражение "Лаконичная речь"?
- Сократ шутливо говорил, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что имел в виду афинский мыслитель? (ответы учащихся)
- Сегодня мы это и узнаем. - Итак, тема нашего урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей".
- На какие вопросы должны ответить?
- Как вы думаете, что такое колония?
- Мы уже изучали термин "колония", вспомните...
Колония – это поселение основанное за пределами государства. В переводе с греческого означает: возделываю, обитаю, населяю
- Какой народ древнего Востока основывал колонии и с какой целью. (финикийцы)
- Мы с вами сегодня выясним основные причины и направления греческой.
- Мы знаем, что в VIII-VI вв. до н. э. в Греции существовали города-государства - полисы.
- Самыми большими из них были Афины и Спарта.
- Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот процесс называют Великой греческой колонизацией.
План изучения новой темы:
Формулирует задания для работы с текстом §32 (п. 1).
- Почему греки покидали родину? (работа с учебником стр.151 п.2)
- Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?
- А какие ваши предположения, почему?
Составление схемы:
- Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снаряжать корабль: запасы пищи, военная охрана на случай нападения пиратов.
- Оставшиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где возникла колония.
- Вот причалило наше судно на берег. (стр. 152, иллюстрация)
- Опишите ваши первые впечатления от увиденного.
- Почему греки именно такие места выбирали для строительства нового поселения?
- Торговцы постоянно посещали колонии. Какие товары торговцы привозили? (с. 152 п. 2)
- Мрамор – термин стр. 152.
- Какие товары вывозили?
Динамическая пауза
- Откройте учебник на стр.1 51, рассмотрите карту, найдите Средиземное и Черное моря, Грецию.
- Греческая колонизация имела три основных направления: западное, южное и северо-восточное. (Учитель показывает направления на карте)
- Отправляясь на запад греки достигали берегов Италии, очертания, которой похожи на сапог.
- Прочтите название полуострова на котором расположена Италия. (Апеннинский)
- На берегах Апеннинского полуострова греки основали много колоний: одна из самых больших – город Неаполь.
- Греки заселили большой остров, который они назвали Треугольным.
- А как он теперь называется? (Сицилия)
- Еще дальше на запад, на южном побережье современной Франции, была основана колония …
- Теперь это город Марсель.
- На южном берегу Средиземного моря в Африке была основана греческая колония. Как она называлась? (Кирена)
- Северо-восточное направление. Многочисленные колонии были основаны греками на Черном море.
- Самая крупная колония – это Ольвия. Рядом с Ольвией проживали скифы.
- Определите характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов.
- Самым знаменитым царем скифов был царь Скил. Почему скифские племена восстали против Скила и убили своего царя?
Термины: хитон, гиматий. (стр.153, рисунок)
- Где бы ни жили греки, они говорили на одном языке, пользовались одними и теме же буквами, поклонялись олимпийским богам.
- Сами себя называли эллинами, а Грецию – Элладой.
- Сократ шутливо говорил, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота.
- Что имел в виду афинский мыслитель?
- Какую роль в жизни греков сыграла греческая колонизация?
- Что нового ты узнал на уроке?
- Что заинтересовало больше всего?
- С каким настроением вы работали? (нарисуйте смайлик)