Конспект урока истории для 5 класса "Древняя Спарта"

Повторение

  • Объяснить значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.
  • Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия – власть демоса.
  • Почему Солон своими реформами вызвал недовольство и демоса, и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех, и других?
  • Как проходило судебное заседание в Афинах?

Тема урока: "Древняя Спарта"

В Греции возникло много государств, но древние греки, подчеркивая значение двух наиболее крупных из них, образно говорили: вся Греция стоит на двух ногах: одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство.

Южная часть Балканского полуострова называется Пелопоннес. На юго-востоке Пелопоннеса расположена область Лакония, а на юго-западе – Мессения. Крупнейшим городом был город Спарта. Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена дорийцев. Они покорили Спарта и стали называть себя спартанцы.

Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию и Мессению и поработили жившее там греческое население, которое они стали называть илотами ("захваченные"). В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты были греками и говорили на одном с завоевателями языке.

Все спартанское население делилось на три группы:

  1. Спартиаты (полноправные граждане – имевшие земельный надел, обладавшие политическими правами)
  2. Периэки (земледельцы, ремесленники, торговцы – имевшие земельный надел, но не имевшие политических прав)
  3. Илоты (бесправное покоренное население)

Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко. Хотя илоты составляли большинство населения. Боясь их сговора и восстания, спартанские правители время от времени устраивали избиение безоружных людей. Ориентация на постоянную боевую готовность стала отличительной чертой быта спартанцев.

Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. Спарта даже не имела крепостных стен. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые мужи.

Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Она походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужестранцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные деревянные дома, похожие друг на друга.

В Спарте отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. Самим жителям Спарты не разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Управление

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили самые достойные граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали "за" или "против" сделанных ими предложений.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.

Спартанское воспитание

Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорожденного к старейшинам. Те осматривали ребенка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

Когда мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам, чтобы они вместе жили. Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.

Главным воспитателем мальчиков назначался один из самых уважаемых спартанцев. За играми и занятиями детей также присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питомцы, упорны ли в схватках.

Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.

Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных все съестное – овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. (такая речь называется лаконичной – по названию области Лакония)

Лаконичная речь – краткая, сжатая, немногословная речь

Афиняне считали спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой.

В конце обучения молодым спартанцам устраивали "экзамен". Им не предлагали написать изложение по литературе или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту.

Незаметно, ночью, подбирались они к деревушке, где жили илоты, врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: "Ты не спартанец, ты жалкий трус!"

Спартанское воспитание – воспитание в строгости и лишениях

Чем вызвана эта страшная жестокость? За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов, которые работали на них? Цель здесь устрашение илотов. "Чтобы у илотов даже мысли не появлялось о свободе".

Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ.

Домашнее задание

§ 31, таблица.

Размер:
14.8 Kb
Скачали:
7