Конспект урока истории древнего мира 5 класс "Демократия в Афинах при Перикле"

Цель урока: расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции.

Задачи:

  • усвоение учащимися достижений античной демократии в период правления Перикла;
  • развитие умений работать с текстом учебника и документами, с визуальными источниками, исторической картой формулировать выводы.

Содержание изучаемой темы: Афинская демократия в V веке до н.э., Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии, выборы на общественные должности в Афинах, оплата работы на выборных должностях, полномочия и роль Народного собрания. Друзья и соратники Перикла: Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Основные понятия: демократия, гражданин, Народное собрание, стратег, тайное голосование.

Ход урока

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок. Раздает обучающимся рабочие листы, атласы.

Актуализация усвоенных знаний

- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по Древней Греции. Конечным пунктом нашего путешествия станет Афинский полис.

Задание 1

- На карте "Древняя Греция" найдите Афины. В какой части Греции они расположены? (работа с картой)
- На пути каждого исследователя встречаются преграды. Чтобы попасть в Афины, нам необходимо открыть дверь в прошлое.
- Через нее можно пройти, объяснив значение слов: ареопаг, архонт, гражданин, Народное собрание, демос, стратег, демократия. (терминологическая разминка)

- ому принадлежат следующие слова?

"Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная."

- Вспомните, какова заслуга Солона? (работа с текстом исторического источника)
На слайде презентации представлены изображения Солона и Перикла.

Задание 2

- Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время? (работа с визуальными источниками для определения темы урока)
- Правильно, эти два имени связаны с развитием демократии в Афинах, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла.
- Какая будет тема урока? (выслушивает ответы учеников, корректирует их ответы)

Целеполагание

- Предлагает заполнить в таблице "Знаю. Хочу узнать. Узнал" 1 и 2 колонку. (прием из технологии развития критического мышления)

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Демократия

Афины 

 

Кто такой Перикл?

Что изменилось в управлении Афин при Перикле?

Первый стратег.

Его избирали 15 раз.

Введена оплата за государственную службу.

- Кто такой Перикл?
- Что изменилось в управлении Афин при Перикле?

Формирование новых знаний

- После победы в греко-персидских войнах начинается новый этап в развитии афинской демократии. Связан он с именем Перикла. Афинские граждане с 443 году до н. э. - до 429 г. до н.э. 15 раз избирали Перикла на должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

Задание 3

Обозначьте на линии времени даты правления Перикла. (работа с хронологией, взаимопроверка)

Задание 4

- Представьте, что вы - скульптор в Древней Греции. Вы получили заказ на создание бюста Перикла. Вы выполнили заказ. Объясните, почему вы изобразили Перикла со шлемом на голове? (работа с визуальным источником "Перикл. Древнегреческий бюст": учебник стр. 191)

Перикл со шлемом на головеПерикл со шлемом на голове

Информация из исторических источников

Плутарх: "Телесных недостатков у него не было, только голова была продолговатая и несоразмерно большая. Вот почему он изображается почти на всех статуях со шлемом на голове".

Перикл: "Противники дразнили меня головастым, луковицеголовым. Клеветали будто я хожу в шлеме, чтобы скрыть уродство головы. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям! Судите обо мне по моим делам: в жизни я знал единственную цель – величие Афин".

Обращает внимание на друзей Перикла. Говорит о том, что эти люди сыграли огромную роль в становлении Перикла государственного деятеля и внесли огромный вклад в развитие Афинского полиса и Древней Греции. (Анаксагор, Геродот, Фидий, Софокл)

Задание 5

- В рабочих листах напечатан фрагмент из "Жизнеописания Перикла" Плутарха, вам необходимо:

  1. Прочитать текст.
  2. Подчеркнуть в тексте черты личности Перикла, которые выделяет автор документа.

Из "Жизнеописания Перикла" Плутарха: "Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком.

Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан".

Учитель подводит итог работы с историческим источником. Акцентирует внимание на описание черт личности Перикла и его заслуг. Подчеркивает, что главным органом управления в Афинах при Перикле оставалось Народное собрание.

Задание 6

- На основе материала параграфа 40 стр. 191-192 вам необходимо вставить пропущенные слова в схему.

Схема "Чем занималось народное собрание"Схема "Чем занималось народное собрание"

- В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Тянули жребий. Занятие должностей было почетным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки.

- Перикл предложил принять закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны.
- При Перикле в Афинах строятся храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Закрепление и применение новых знаний

Предлагает учащимся выполнить задание "Проверь себя", проверить по эталону правильность его выполнения и выставить себе отметку в соответствии с критериями оценивания:

  1. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
  2. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
  3. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране "демократией"? (да)
  4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или черных камешков? (нет)
  5. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
  6. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
  7. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром? (да)

Подводит итог выполнения задания "Проверь себя".

Домашнее задание

§40, выполнить задания на выбор:

  • подготовить сообщение о друзьях Перикла;
  • ответить на вопросы 2, 4 в рубрике "Проверь себя". (письменно)

Рефлексия

Учитель предлагает каждому ученику заполнить 3 колонку таблицы "Знаю. Хочу узнать. Узнал"
- Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? (ответы учащихся)

Размер:
99.77 Kb
Скачали:
6