Цель урока: расширение и дополнение знаний учащихся о демократии в Древней Греции.
Задачи:
Содержание изучаемой темы: Афинская демократия в V веке до н.э., Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии, выборы на общественные должности в Афинах, оплата работы на выборных должностях, полномочия и роль Народного собрания. Друзья и соратники Перикла: Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Основные понятия: демократия, гражданин, Народное собрание, стратег, тайное голосование.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на урок. Раздает обучающимся рабочие листы, атласы.
- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по Древней Греции. Конечным пунктом нашего путешествия станет Афинский полис.
Задание 1
- На карте "Древняя Греция" найдите Афины. В какой части Греции они расположены? (работа с картой)
- На пути каждого исследователя встречаются преграды. Чтобы попасть в Афины, нам необходимо открыть дверь в прошлое.
- Через нее можно пройти, объяснив значение слов: ареопаг, архонт, гражданин, Народное собрание, демос, стратег, демократия. (терминологическая разминка)
- ому принадлежат следующие слова?
"Мать черна земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная."
- Вспомните, какова заслуга Солона? (работа с текстом исторического источника)
На слайде презентации представлены изображения Солона и Перикла.
Задание 2
- Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время? (работа с визуальными источниками для определения темы урока)
- Правильно, эти два имени связаны с развитием демократии в Афинах, зарождение демократии связано с именем Солона, а вот расцвет с именем Перикла.
- Какая будет тема урока? (выслушивает ответы учеников, корректирует их ответы)
- Предлагает заполнить в таблице "Знаю. Хочу узнать. Узнал" 1 и 2 колонку. (прием из технологии развития критического мышления)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал(а) |
Демократия Афины
|
Кто такой Перикл? Что изменилось в управлении Афин при Перикле? |
Первый стратег. Его избирали 15 раз. Введена оплата за государственную службу. |
- Кто такой Перикл?
- Что изменилось в управлении Афин при Перикле?
- После победы в греко-персидских войнах начинается новый этап в развитии афинской демократии. Связан он с именем Перикла. Афинские граждане с 443 году до н. э. - до 429 г. до н.э. 15 раз избирали Перикла на должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.
Задание 3
Обозначьте на линии времени даты правления Перикла. (работа с хронологией, взаимопроверка)
Задание 4
- Представьте, что вы - скульптор в Древней Греции. Вы получили заказ на создание бюста Перикла. Вы выполнили заказ. Объясните, почему вы изобразили Перикла со шлемом на голове? (работа с визуальным источником "Перикл. Древнегреческий бюст": учебник стр. 191)
Информация из исторических источников
Плутарх: "Телесных недостатков у него не было, только голова была продолговатая и несоразмерно большая. Вот почему он изображается почти на всех статуях со шлемом на голове".
Перикл: "Противники дразнили меня головастым, луковицеголовым. Клеветали будто я хожу в шлеме, чтобы скрыть уродство головы. Глупцы! Над внешностью смеяться стыдно даже детям! Судите обо мне по моим делам: в жизни я знал единственную цель – величие Афин".
Обращает внимание на друзей Перикла. Говорит о том, что эти люди сыграли огромную роль в становлении Перикла государственного деятеля и внесли огромный вклад в развитие Афинского полиса и Древней Греции. (Анаксагор, Геродот, Фидий, Софокл)
Задание 5
- В рабочих листах напечатан фрагмент из "Жизнеописания Перикла" Плутарха, вам необходимо:
Из "Жизнеописания Перикла" Плутарха: "Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком.
Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан".
Учитель подводит итог работы с историческим источником. Акцентирует внимание на описание черт личности Перикла и его заслуг. Подчеркивает, что главным органом управления в Афинах при Перикле оставалось Народное собрание.
Задание 6
- На основе материала параграфа 40 стр. 191-192 вам необходимо вставить пропущенные слова в схему.
- В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Тянули жребий. Занятие должностей было почетным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки.
- Перикл предложил принять закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны.
- При Перикле в Афинах строятся храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.
Предлагает учащимся выполнить задание "Проверь себя", проверить по эталону правильность его выполнения и выставить себе отметку в соответствии с критериями оценивания:
Подводит итог выполнения задания "Проверь себя".
Домашнее задание
§40, выполнить задания на выбор:
Учитель предлагает каждому ученику заполнить 3 колонку таблицы "Знаю. Хочу узнать. Узнал"
- Достигнуты ли те цели, которые ставили на урок? (ответы учащихся)