Интегрированный урок по истории и географии "Открытия русских путешественников"

Цель: познакомить обучающихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследовании Европы, Западной Сибири, Индии.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с русскими путешественниками, открывавшими и исследовавшими новые территории;
  • развивать умение работать с картой, совершенствовать навыки самоконтроля;
  • воспитывать чувство патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Ход урока

Учитель истории: Сегодня необычный урок. Вести его будут сразу два учителя. Знания вы покажете по двум предметам: истории и географии. На нашем уроке мы отправимся в путешествие. Вы будете юными путешественниками и историками.

Окажетесь в разных странах и в разные периоды истории нашего государства. Учиться дружно – всегда интересно. В добрый путь.

Учитель географии: Перед учащимися открывается коллаж, на котором изображены символы России. (Учащимся предлагается ответить на вопросы)
Ребята, символы какой страны вы видите перед собой? (Деление класса на группы. Определить условия работы в группах и время работы. 5 минут на исторический документ и 5 минут на карту)

Учитель истории: Проверяем выполнение работы с историческим текстом. Хорошо. Молодцы. С историческим заданием справились. (На это минут 10)

Физкультминутка

Стороны света надо знать
Чтобы карту уметь прочитать
И чтобы каждый назвать их мог:
Север (хлопок руками над головой)

Юг (хлопок)
Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток (хлопок с поворотом корпуса направо)
Закройте глаза и не спешите

Носом стороны вы покажите (наклоны и повороты головы по сторонам света)
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра
А раз кончилась игра, наступила тишина.

Учитель географии: Работа с картой. Определение цели урока. Для чего была проведена эта работа.
Учитель истории: Подведем итог. В чем состояла специфика русских географических открытий?

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пришло время подвести итоги. Но сначала хотела бы у вас узнать: Как вы оцениваете свою работу?

Рефлексия

Заполнить фишбоун (рыбий скелет) или синквейн. Можно раздать Карту островов (о. Радости, о. Грусти, о. Тревоги и т.д.) или прием чемодан - корзина - мясорубка.
Награждение грамотами.
Домашнее задание

Приложения

Маршрут № 1 "Путешествия поморов и новгородцев на север Европы и Азии"

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы: к XII в. они уже освоили северные берега европейской части России от Кольского полуострова до бассейна Печоры, плавали на остров Грумант (Шпицберген), проложили пути к морям Северного Ледовитого океана, осели по низовьям и в устьях впадающих в них рек.

К XII в. новгородцы освоили весь Европейский Север страны и даже перешагнули за Урал. Жители Русского Севера - поморы - были прекрасными корабелами. Они плавали по рекам и ловили рыбу в Баренцевом и Карском морях. Поморы первыми посетили острова Шпицберген и Новая Земля.

Задание 1. Восстановите текст исторического документа

Первыми исследователями севера Европы и Азии к 12 веку были … Они плавали на остров …. Освоили северные берега европейской части России от ... полуострова до бассейна реки …

Суровый климат Русского Севера не благоприятствовал развитию земледелия, поэтому основными занятиями населения были здесь рыбная ловля, промысел морского зверя, охота. Старинная поморская пословица "Море - наше поле" хорошо отражает эту действительность. Жителей Русского Севера, которые рыбачили в … и … морях называли … Они были прекрасными … и первыми посетили острова … и …

Вопросы:

  1. Что значит корабелами?
  2. На чем они совершали путешествие?
  3. С какими трудностями путешественники столкнулись?
  4. Какой товар везли новгородцы и поморы из этих земель?

Маршрут № 2. "Хождение за три моря"

В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин отправился по торговым делам вниз по Волге, в Казань и Астрахань. Однако больше домой в родную Тверь ему вернуться не довелось. Из Астрахани он доплыл до Дербента, оттуда добрался до Баку.

По Каспийскому морю Никитин приплыл в Персию, где жил около года. Весной 1469 года тверской купец-путешественник добрался до Индии. Здесь он жил три года, причем много путешествовал. Он внимательно наблюдал жизнь индийцев, их хозяйство, занятия, быт, верования и описал их в книге "Хождение за три моря".

Можно сказать, что Афанасий Никитин открыл Индию для своих соотечественников, рассказав о жизни местного населения, так и его собственной, как христианина в этой стране.

Его обратный путь в Россию пролегал через Персию, Черное море и далее через Феодосию и Киев. Осенью 1475 года Афанасий Никитин умер под Смоленском.

Задание 1. Восстановите текст исторического документа

Во второй половине … века тверской купец … совершил путешествие в … , которое продолжалось …. Он изучал …страны, … , …, … ее народов и другие особенности. Свои впечатления он описал в книге "…".

Задание 2. Внимательно изучите карту (рис. 29, стр. 35 учебника) и выполните следующие задания:

1) Запишите маршрут следования путешественника.
Тверь…, А…, Д…, К…, О…, М…, К…, П…, М…, О…, К…, Т…, К…, К…, Смоленск.

2) Какие три моря пересек Афанасий Никитин?

Вопросы:

  1. Почему А. Никитин отправился в Индию? Чем манила его и многих европейцев эта страна?
  2. Что вы можете сказать о культуре, природе, обычаях индийцев?
  3. Какой товар А. Никитин привез в Россию?

Маршрут № 3. Путешествия русских землепроходцев в XVII веке

Освоение Сибири

Название "Сибирь" появилось на карте в XIV в. В XV в. московские воеводы организовали большой поход в Западную Сибирь.

Много сведений сохранилось о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. Ермак погиб на берегу реки Иртыш в столкновении с татарским ханом Кучумом, но ему удалось открыть русский путь в Сибирь. С конца XVI до середины XVII в. русские землепроходцы преодолели колоссальные расстояния: они пересекли всю Азию от реки Обь до Тихого океана.

Летом 1648 г. казак Семен Иванович Дежнев (ок. 1605-1673) с небольшим отрядом на парусных судах вышел из устья реки Колымы к устью реки Анадырь на поиски морского пути. Плавание по Северному Ледовитому океану было трудным: часть судов разбилась, многие люди погибли от холода, но отряд продолжал путь.

Только через три месяца корабли обогнули мыс, который впоследствии был назван в честь С.И. Дежнева. Экспедиция С. Дежнева доказала, что Евразия и Америка не соединены между собой, и открыла пролив между Азией и Северной Америкой.

Задание 1. Восстановите текст исторического документа

В … веке … организовали большой поход в Западную …. Много сведений сохранилось о походе казака …, который погиб на берегу реки ... при столкновении с татарским ханом …, но он отрыл русский путь в …. До середины … века русские землепроходцы пересекли всю … от реки ... до … океана.

Летом ... года казак ... на … судах вышел из устья реки … к устью реки … на поиски … Через … месяца измученные путешественники обогнули мыс, который потомки назовут … и открыли пролив между … и ….

Вопросы:

  1. Кто царствовал в это время в России?
  2. Как Иван Васильевич относился к этому походу Ермака?
  3. Долгое время эта территория входила в какое государство?
  4. Какой налог платили народы Сибири русскому царю?

Маршрут № 4. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь

Первая по-настоящему исследовательская экспедиция в Сибирь была организована по инициативе Петра I. Ее возглавил датский офицер Витус Беринг (1681-1741), состоявший на службе в русском флоте.

Перед участниками экспедиции стояли очень важные задачи: составить точные географические карты России и особенно ее северных и восточных окраин. Кроме того, в это время Россия вела поиск новых торговых путей в Индию и Китай.

В 1728 г. экспедиция прошла от Охотска до Чукотки и описала пролив, который сейчас называется Беринговым. В июле 1741 г. из гавани порта Петропавловска вышли два российских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1703-1748). Они направлялись к северо-западным берегам Северной Америки. В ходе экспедиции русские моряки открыли Алеутские и Командорские острова, а также северо-западные части Америки.

На Аляске на обратном пути корабль В. Беринга попал в шторм и был выброшен на неизвестный остров. Моряки вынуждены были зазимовать. Многие из них, в том числе и адмирал Беринг, погибли. Выжившие построили небольшое судно и добрались до Камчатки. Эта экспедиция длилась почти десять лет и вошла в историю как Великая Северная экспедиция.

В 1725 году по указу Петра Первого была организована Первая Кам­чатская экспедиция, задачей которой было исследование восточных берегов России. Начальником экспедиции был назначен капитан-командор Витус Беринг. Он родился в Дании, там же стал моряком и даже совершил на голландских кораблях несколько плаваний к берегам Индии. Но в 1703 году он приехал в Россию, чтобы служить на российском флоте.

Добираться от Петербурга до Камчатки было нелегко. Три года участники экспедиции пересекали всю страну. Путь шел через густую заболоченную тайгу, где не было ни проезжих дорог, ни населенных пунктов.

И вот экспедиция прибыла на Камчатку в порт Нижнекамчатск. Там к лету было построено небольшое, но крепкое судно - бот "Святой Гавриил". На нем экспедиция отправилась вдоль берега материка на север с целью обнаружить пролив между двумя материками. Плыли долго, и почти все это время корабль окружал густой туман.

Когда по расчетам Витуса Беринга корабль уже вышел в Северный Ледовитый океан, экспедиция повернула обратно. Нужно было успеть до сентября вернуться в Нижнекамчатск, ведь в конце сентября в этих краях уже начиналась зима. Пришлось поворачивать назад. На этом Первая Камчатская экспедиция закончилась.

Задание 1. Восстановите текст исторического документа

Возглавил экспедицию в Сибирь организованную Петром I датский офицер, состоящий на службе в …. Задачами экспедиции были: составление …, поиск новых торговых путей в … и … В ходе первой Камчатской экспедиции в … году экспедиция прошла от … до ... и описала пролив, который сейчас называется...

В июле ... из порта … вышли … корабля под командованием … и … В ходе экспедиции были открыты … и … острова. На обратном пути корабли попали в шторм, моряки зимовали на неизвестном острове, многие моряки и сам … погибли. Эта экспедиция длилась почти … лет и вошла в историю под названием …

Вопросы:

  1. Как называется пролив между Евразией и Северной Америкой? (Берингов пролив)
  2. Витус Беринг первым после Семена Дежнева прошел через Берингов пролив между Евразией и Северной Америкой. Как вы думаете, почему ни Семена Дежнева, ни Витуса Беринга не называют первооткрывателями этого пролива? (Донесение Дежнева о его необычном плавании вокруг Чукотки властями не было передано по инстанциям. Его открытие забылось. Пролив был назван Беринговым, хотя первым его открыл еще в 1648 году Семен Дежнев. Просто отчет Дежнева был обнаружен лишь в 1736 году)
  3. Почему уже в сентябре экспедиции пришлось возвращаться в Нижнекамчатск? (Экспедиции пришлось возвращаться назад из-за льдов (1647г.). На следующий год мореплаватели повторили попытку добраться до реки Анадырь)
  4. Используя карту атласа и карту в параграфе, найдите и назовите четыре географических объекта, получивших свое наименование в честь командора Витуса Беринга.
  • Баренцово море.
  • Берингов пролив.
  • о. Беринга.
  • Командорские острова.
Размер:
29.42 Kb
Скачали:
27