Цель урока: учащиеся должны усвоить понятия о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.
Задачи:
Оборудование:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
На повторение основных классов неорганических веществ и актуализацию знаний учащихся проводится игра "Светофор".
Тема урока - "Химические явления".
Химические явления (реакции) – реакции, при которых из одних веществ образуются другие
№ опыта |
Что делаем? |
Что наблюдаем? |
Признак реакции |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
... |
|
|
|
6. |
|
|
|
Опыт 1
К раствору хлорида железа (III) прилить несколько капель роданида калия.
Опыт 2
К раствору сульфата меди (II) прилить раствор гидроксида натрия.
Опыт 3
К полученному осадку в опыте 2 прилить раствор соляной кислоты.
Опыт 4
К раствору карбоната натрия прилить раствор соляной кислоты.
Опыт 5
Зажгите спичку.
Опыт 6 (демонстрирует учитель)
Горение магния.
На закрепление знаний проводится тест с взаимопроверкой.
Вариант 1
1. К физическим явлениям относят:
а) образование новых веществ
б) переход из одного состоянии в другое
в) выделение газа
г) изменение цвета вещества
д) изменение объема вещества при нагревании
2. Защищаясь от перегрева, организм человека, листья растений испаряют воду. Это ...
а) физическое явление
б) химическое явление
3. Из списка выберете признаки реакций.
а) Появление запаха
б) Нагревание
в) Выделение газообразных веществ
г) Контакт веществ
д) Изменение цвета
4. Установите соответствие:
Физические явления: ...
Химические явления: ...
а) Выветривание горных пород.
б) Серебряная ложка на воздухе потемнела.
в) Испарение воды с поверхности реки.
г) Горение керосина в лампе.
д) Движение воздуха (ветер).
е) Вода в озере покрылась коркой льда.
ж) Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту.
з) Морской прилив.
и) Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он "растворился", при этом выделился бурый газ.
к) Лед уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Вариант 2
1. К химическим явлениям относят:
а) образование новых веществ;
б) переход из одного состоянии в другое;
в) выделение газа;
г) изменение цвета вещества;
д) изменение объема вещества при нагревании.
2. Из неорганических веществ – углекислого газа и воды растения образуют новые, органические вещества. Это ...
а) физическое явление;
б) химическое явление.
3. Из списка выберете условия реакций.
а) Появление запаха;
б) Нагревание;
в) Выделение газообразных веществ;
г) Контакт веществ;
д) Изменение цвета.
4. Установите соответствие:
Физические явления: ...
Химические явления: ...
а) Скисание молока с образованием кефира.
б) Плавление куска железа.
в) Горение спички.
г) Дети на пляже построили из песка замок;
д) Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
е) Появление ржавчины на железном гвозде.
ж) Золотую проволоку вытянули в нить.
з) Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле).
и) Ледяная игрушка весной растаяла.
к) Высыхание дождевых луж.
На лепестках учащиеся дописывают незаконченные предложения: