План-конспект урока химии для 8 класса по теме "Химические явления"

Цель урока: учащиеся должны усвоить понятия о химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

Задачи:

  • изучить понятия, "химические явления", "признаки химических реакций", "условия протекания реакций";
  • научиться определять признаки химических реакций и условия, при которых возможна реакция;
  • научиться находить отличия между химическими и физическими явлениям;
  • приобрести навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • реактивы: растворы FeCl3, KSCN, CuSO4, NaOH, HCl, Na2CO3, H2SO4, магниевая лента, оксид меди (II);
  • штатив с пробирками, спички, спиртовка, тигельные щипцы.

План урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Изучение нового материала

На повторение основных классов неорганических веществ и актуализацию знаний учащихся проводится игра "Светофор".

  • красный кружок – кислота;
  • желтый кружок – оксид;
  • зеленый кружок - основание.

Тема урока - "Химические явления".

Химические явления (реакции) – реакции, при которых из одних веществ образуются другие

Признаки химических реакций

№ опыта

Что делаем?

Что наблюдаем?

Признак реакции

 1.

 

 

 

 2.

 

 

 

 ...

 

 

 

 6.

 

 

 

Опыт 1
К раствору хлорида железа (III) прилить несколько капель роданида калия.

Опыт 2
К раствору сульфата меди (II) прилить раствор гидроксида натрия.

Опыт 3
К полученному осадку в опыте 2 прилить раствор соляной кислоты.

Опыт 4
К раствору карбоната натрия прилить раствор соляной кислоты.

Опыт 5
Зажгите спичку.

Опыт 6 (демонстрирует учитель)
Горение магния.

Условия протекания химических реакций

  • Соприкосновение веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
    Демонстрационный опыт: к оксиду меди (II) прилить раствор серной кислоты. Нагреть.
  • Нагревание веществ до определенной температуры.
    Необходимо для начала реакции, либо на протяжении всей реакции.

Закрепление знаний

На закрепление знаний проводится тест с взаимопроверкой.

Вариант 1

1. К физическим явлениям относят:
а) образование новых веществ
б) переход из одного состоянии в другое
в) выделение газа
г) изменение цвета вещества
д) изменение объема вещества при нагревании

2. Защищаясь от перегрева, организм человека, листья растений испаряют воду. Это ...
а) физическое явление
б) химическое явление

3. Из списка выберете признаки реакций.
а) Появление запаха
б) Нагревание
в) Выделение газообразных веществ
г) Контакт веществ
д) Изменение цвета

4. Установите соответствие:
Физические явления: ...
Химические явления: ...

а) Выветривание горных пород.
б) Серебряная ложка на воздухе потемнела.
в) Испарение воды с поверхности реки.
г) Горение керосина в лампе.
д) Движение воздуха (ветер).

е) Вода в озере покрылась коркой льда.
ж) Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту.
з) Морской прилив.
и) Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он "растворился", при этом выделился бурый газ.
к) Лед уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Вариант 2

1. К химическим явлениям относят:
а) образование новых веществ;
б) переход из одного состоянии в другое;
в) выделение газа;
г) изменение цвета вещества;
д) изменение объема вещества при нагревании.

2. Из неорганических веществ – углекислого газа и воды растения образуют новые, органические вещества. Это ...
а) физическое явление;
б) химическое явление.

3. Из списка выберете условия реакций.
а) Появление запаха;
б) Нагревание;
в) Выделение газообразных веществ;
г) Контакт веществ;
д) Изменение цвета.

4. Установите соответствие:
Физические явления: ...
Химические явления: ...

а) Скисание молока с образованием кефира.
б) Плавление куска железа.
в) Горение спички.
г) Дети на пляже построили из песка замок;
д) Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

е) Появление ржавчины на железном гвозде.
ж) Золотую проволоку вытянули в нить.
з) Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле).
и) Ледяная игрушка весной растаяла.
к) Высыхание дождевых луж.

Рефлексия "Ромашка"

На лепестках учащиеся дописывают незаконченные предложения:

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Я научился...
  • Мне захотелось...
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, химия, 8 класс