Конспект урока химии 8 класс на тему "Основания"

Цель урока: создание условий для изучения основания как класса неорганических соединений.

Планируемые результаты:

  • уметь составлять химические формулы гидроксидов, знать правила техники безопасности при работе с основаниями;
  • уметь определять заряды в гидроксидах, пользоваться таблицей растворимости, распознавать щелочи с помощью индикаторов;
  • уметь определять pH-водородный показатель и применять эти знания при решении задачи на развитие естественнонаучной грамотности.

УМК: Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. М.: Просвещение, 2021 г.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Для того, чтобы наш урок был более продуктивным я попрошу вас быть внимательными, четко выполнять инструкции при выполнении заданий.

- Перед вами лежит опорный конспект, состоящий из 12 заданий. Подпишите его. В конспекте вы будете работать на протяжении всего урока.
- В конце урока за выполнение заданий конспекта вы получите оценку.
- А сейчас внимание на экран. (Демонстрация рекламы мыла "Дав")

- Что вы увидели? (ответы учащихся)
- Все ли мыло безопасно для использования? Почему одно мыло безопасно, а другое нет?
- На эти вопросы мы ответим в течении урока и будем знать ответы в конце.

- От чего это зависит? (От состава)
- Значит мыло содержит вещества, влияющие на кожу рук. В основе – сложное вещество, состоящее из 3-х ХЭ.
- А мы с вами знаем лишь вещества, состоящие из 2-х ХЭ (бинарные). Давайте вспомним.

Актуализация знаний

Задание 1

- Составьте формулы и дайте названия оксидов.
- Напоминаю заряды ХЭ смотрим в таблице растворимости.

Формула

оксида

Название

оксида

Формула

Название

1

K2O 

 

 

 

2

AI2O3 

 

 

 

3

CO2 

 

 

 

4

 

Оксид натрия

 

 

5

 

Оксид  магния 

 

 

6

 

Оксид фосфора (V)

 

 


- Проверяем правильность составления. (один из учеников выходит к доске)
- Хорошо, но мы говорили, что основной компонент мыла – составляет вещество из 3-х ХЭ. И это элемент – у которого всего 1 электрон и 1 протон, это самый легкий газ – и это водород!

- И он записывается в форму последним – рядом с кислородом, образуя группу, давайте подумаем какую
Строят предположения по названиям – ГИДР (это Н) ОКСО (это О) ГРУППА.

Гидроксогруппа - это сложный ион, состоящий из О и Н, имеющая заряд -

- Но не у каждой формулы оксидов я подписала ОН, почему? Строят предположения. Только рядом с Ме! На первом месте должен стоять – Ме.

Формула

оксида

Название

оксида

Формула

Название

1

K2O 

 

KOH

 

2

AI2O3 

 

AlOH

 

3

CO2 

 

X

X

4

 

Оксид натрия

NaOH

 

5

 

Оксид  магния 

MgOH

 

6

 

Оксид фосфора (V)

X

X


Учимся давать названия

- Эти сложные вещества называются основаниями. Сформулируем определение оснований: сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп (OH).

В задании № 2 – запишим определение оснований. Из определения составим формулу оснований.
В задании № 3 – запишите формулу оснований.

Проблематизация

На слайде записаны формулы сложных веществ, определите какие из них основания. Некоторые формулы записаны неверно. Найдите ошибки.

Получение новых знаний

Задание 4

- Составьте формулы и напишите названия оснований. Есть ошибка, найдите.
- Пользуемся таблицей растворимости.

Формула

Название

Результат

1

Са(OH)2

 

 

2

LiOH

 

 

3

FOH

 

 

4

 

Гидроксид бария

 

5

 

Гидроксид железа (III)

 

6

 

Гидроксид аммония

 


- Поменяйтесь конспектами, проведите взаимопроверку, в результатах поставьте + или -.
- Хорошо, с формулами и названиями разобрались. Рассмотрим некоторые свойства оснований.

- Обратимся к учебнику, откроем ТР. Видим, что в таблице все вещества распределены на Р, М, Н. Выясним, какие из оснований относят к Р, М, Н.
- Выполите задания 5 и 6 опорного конспекта.
- Проверяем правильность выполнения.

- Растворимые в воде основания называются – щелочами. Запишите этот новый термин в задании 7.
- Это едкие мылкие на ощупь растворимые основания (производство мыла), приведите примеры щелочей.

Физкультминутка

- Мы много писали, устали. Давайте отдохнем. Я буду задавать вопросы по ХЭ, а вы поднимайте карточки с символом ХЭ.

Первичное закрепление нового материала

Слайд "Окраска среды"

ДЭ: Перед вами две пробирки с бесцветной жидкостью: в одной кислота, в другой вода. Как определить, что в какой?
- Существуют вещества-указатели, среды–индикаторы: лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
- Определим с помощью индикаторов кислую и нейтральную среду. Проводим ДЭ.

- Мы провели качественные реакции – определили вещества.

В задании № 8 в учебнике, стр. 117, выпишите определение.

Качественные реакции – это ...

Задание № 9

- Определите цвет в щелочной среде с помощью индикаторов, запишите в таблицу цвет и закрасьте соответствующую ячейку
- В выводе напишите какой индикатор необходимо использовать для определения щелочной среды
- Итак, вернемся к видео с начала урока, ответим на вопросы:

  1. Какие вещества входят в состав мыла? (щелочи: NaOH, KOH)
  2. Каким индикатором можно определить среду мыльного раствора? (фенолфталеином)

- И чем ярче окраска, тем более щелочную среду имеет раствор
Задание 10

- Выполните практическую работу. В пробирки № 1, 2, 3 добавьте фенолфталеин, оцените интенсивность окраски.

- В выводе напишите какой раствор безопасен для чувствительной кожи рук.

pH-водородный показатель

Пробирка 1

(мыло Dove)

Пробирка 2

(детское мыло)

Пробирка 3

(стиральный порошок)

pH =

pH =

pH =

Среда, цвет

 

 

 

Вывод: ...

Домашнее задание

§20 (стр. 116-117)
Заполните таблицу "Представители щелочей".

Рефлексия

  • На уроке я работал... (активно / пассивно)
  • Своей работой на уроке я... (доволен / не доволен)
  • За урок я... (не устал / устал)
  • Мое настроение стало... (лучше / стало хуже)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, химия, 8 класс