Цель урока: создание условий для изучения основания как класса неорганических соединений.
Планируемые результаты:
УМК: Химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. М.: Просвещение, 2021 г.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Для того, чтобы наш урок был более продуктивным я попрошу вас быть внимательными, четко выполнять инструкции при выполнении заданий.
- Перед вами лежит опорный конспект, состоящий из 12 заданий. Подпишите его. В конспекте вы будете работать на протяжении всего урока.
- В конце урока за выполнение заданий конспекта вы получите оценку.
- А сейчас внимание на экран. (Демонстрация рекламы мыла "Дав")
- Что вы увидели? (ответы учащихся)
- Все ли мыло безопасно для использования? Почему одно мыло безопасно, а другое нет?
- На эти вопросы мы ответим в течении урока и будем знать ответы в конце.
- От чего это зависит? (От состава)
- Значит мыло содержит вещества, влияющие на кожу рук. В основе – сложное вещество, состоящее из 3-х ХЭ.
- А мы с вами знаем лишь вещества, состоящие из 2-х ХЭ (бинарные). Давайте вспомним.
Задание 1
- Составьте формулы и дайте названия оксидов.
- Напоминаю заряды ХЭ смотрим в таблице растворимости.
№ |
Формула оксида |
Название оксида |
Формула |
Название |
1 |
K2O |
|
|
|
2 |
AI2O3 |
|
|
|
3 |
CO2 |
|
|
|
4 |
|
Оксид натрия |
|
|
5 |
|
Оксид магния |
|
|
6 |
|
Оксид фосфора (V) |
|
|
- Проверяем правильность составления. (один из учеников выходит к доске)
- Хорошо, но мы говорили, что основной компонент мыла – составляет вещество из 3-х ХЭ. И это элемент – у которого всего 1 электрон и 1 протон, это самый легкий газ – и это водород!
- И он записывается в форму последним – рядом с кислородом, образуя группу, давайте подумаем какую
Строят предположения по названиям – ГИДР (это Н) ОКСО (это О) ГРУППА.
Гидроксогруппа - это сложный ион, состоящий из О и Н, имеющая заряд -
- Но не у каждой формулы оксидов я подписала ОН, почему? Строят предположения. Только рядом с Ме! На первом месте должен стоять – Ме.
№ |
Формула оксида |
Название оксида |
Формула |
Название |
1 |
K2O |
|
KOH |
|
2 |
AI2O3 |
|
AlOH |
|
3 |
CO2 |
|
X |
X |
4 |
|
Оксид натрия |
NaOH |
|
5 |
|
Оксид магния |
MgOH |
|
6 |
|
Оксид фосфора (V) |
X |
X |
Учимся давать названия
- Эти сложные вещества называются основаниями. Сформулируем определение оснований: сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп (OH).
В задании № 2 – запишим определение оснований. Из определения составим формулу оснований.
В задании № 3 – запишите формулу оснований.
Проблематизация
На слайде записаны формулы сложных веществ, определите какие из них основания. Некоторые формулы записаны неверно. Найдите ошибки.
Получение новых знаний
Задание 4
- Составьте формулы и напишите названия оснований. Есть ошибка, найдите.
- Пользуемся таблицей растворимости.
№ |
Формула |
Название |
Результат |
1 |
Са(OH)2 |
|
|
2 |
LiOH |
|
|
3 |
FOH |
|
|
4 |
|
Гидроксид бария |
|
5 |
|
Гидроксид железа (III) |
|
6 |
|
Гидроксид аммония |
|
- Поменяйтесь конспектами, проведите взаимопроверку, в результатах поставьте + или -.
- Хорошо, с формулами и названиями разобрались. Рассмотрим некоторые свойства оснований.
- Обратимся к учебнику, откроем ТР. Видим, что в таблице все вещества распределены на Р, М, Н. Выясним, какие из оснований относят к Р, М, Н.
- Выполите задания 5 и 6 опорного конспекта.
- Проверяем правильность выполнения.
- Растворимые в воде основания называются – щелочами. Запишите этот новый термин в задании 7.
- Это едкие мылкие на ощупь растворимые основания (производство мыла), приведите примеры щелочей.
- Мы много писали, устали. Давайте отдохнем. Я буду задавать вопросы по ХЭ, а вы поднимайте карточки с символом ХЭ.
Слайд "Окраска среды"
ДЭ: Перед вами две пробирки с бесцветной жидкостью: в одной кислота, в другой вода. Как определить, что в какой?
- Существуют вещества-указатели, среды–индикаторы: лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
- Определим с помощью индикаторов кислую и нейтральную среду. Проводим ДЭ.
- Мы провели качественные реакции – определили вещества.
В задании № 8 в учебнике, стр. 117, выпишите определение.
Качественные реакции – это ...
Задание № 9
- Определите цвет в щелочной среде с помощью индикаторов, запишите в таблицу цвет и закрасьте соответствующую ячейку
- В выводе напишите какой индикатор необходимо использовать для определения щелочной среды
- Итак, вернемся к видео с начала урока, ответим на вопросы:
- И чем ярче окраска, тем более щелочную среду имеет раствор
Задание 10
- Выполните практическую работу. В пробирки № 1, 2, 3 добавьте фенолфталеин, оцените интенсивность окраски.
- В выводе напишите какой раствор безопасен для чувствительной кожи рук.
pH-водородный показатель |
Пробирка 1 (мыло Dove) |
Пробирка 2 (детское мыло) |
Пробирка 3 (стиральный порошок) |
pH = |
pH = |
pH = |
|
Среда, цвет |
|
|
|
Вывод: ...
Домашнее задание
§20 (стр. 116-117)
Заполните таблицу "Представители щелочей".