Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: на основе знаний о строении атома, металлических и неметаллических свойствах, об электроотрицательности атомов химических элементов сформировать понятие «ионная связь».
Задачи урока:
Учебно-методическое обеспечение: образцы веществ с ионной связью, шаростержневые модели молекул с различным типом химической связи
Учитель предлагает учащимся сказать свое мнение о высказывании лауреата Нобелевской премии Л.Полинга «Для описания свойств веществ достаточно знать его электронную структуру». Можно ли на этом принципе описать образование ионной связи?
Предлагается провести беседу по следующим вопросам:
1. У доски учащиеся составляют определяют тип химической связи и составляют схемы образования химических связей:
Br2, HCl, O2, H2S, I2, HBr, H2O.
2. С остальными учащиеся проводится фронтальный опрос:
Что такое химическая связь? В чем причина ее возникновения? Какова природа химической связи? В чем сущность образования ковалентной связи? Что такое электроотрицательность? Чем сходны и чем отличаются ковалентная неполярная связь и ковалентная полярная связь? Какая связь называется одинарной, двойной, тройной? Какая из этих связей самая прочная? Ковалентная связь H – Cl или H – Br более полярна? Почему?
1. Объяснение нового материала учитель начинает с объяснения, что такое ионы. Записывается и объясняется схема:
Me0 – nē → Me+n
НеMe0 + nē → НеMe-n
2. Учащимся предлагается, пользуясь учебником (§ 18) записать определение ионов.
3. Далее учащимся предлагается вспомнить физический процесс, который происходит между разноименно заряженными частицами. Объясняется, что в этом и заключается сущность ионной связи.
4. Учащимся предлагается, пользуясь учебником (§ 18) записать определение ионной связи.
5. Учитель предлагает вспомнить, что такое формульная единица и какое отношение определение имеет к веществам с ионной связью.
5. Далее учитель в беседе с учащимися формирует представления о схематическом изображении ионной связи. Пользуясь учебником, учащиеся составляют схемы образования ионных связей.
6. Демонстрируются соединения с ионной связью.
На этапе систематизации знаний учащиеся работают с рабочей тетрадью "Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь" ч. 1 / ч. 2 (авторы О. И. Сечко, Н. В. Манкевич) или выполняют упражнения 350 – 358 "Сборника задач по химии 8 класс".
В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения:
Домашнее задание: § 18, № 4, 6, 8.