Цель: повторить и систематизировать материал, продолжить формирование материалистического мировоззрения, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, интереса к предмету, акцентировать на практической значимости изученных вопросов (профессиональная направленность).
Оборудование: приборы, модели игрушек, краски, кисти, бумага, проекционная аппаратура (эпидиаскоп, кодоскоп), карта-схема страны "Электромагнитной".
Подготовка к уроку.
Группа (класс) за 1,5-2 недели разбивается на подгруппы из «жителей» городов страны Электромагнитной, выбирают мэров. Каждый город придумывает себе герб, флаг (вымпел), гимн, девиз, готовит материалы (приборы, игрушки, краски, кисти, гуашь, схемы, плакаты и т.д.), которые будут необходимы при «защите» своего города (выполнении заданий). Выбирают жюри (3-4 чел.).
1. Постановка задачи
Преподаватель. Сегодня в нашей стране Электромагнитной проводится конкурс «Самфизгор», в котором принимают участие самые активные, смекалистые, эрудированные, обладающие огромной фантазией представители наших городов во главе с мэрами. Им предстоит бороться за звание самого физического города нашей страны. Мэру города-победителя будет вручена грамота на право города носить звание главного в стране Электромагнитной.
(Жюри предлагает участникам конкурса занять свои места, а мэрам - участвовать в жеребьёвке городов и заданий. На доске записываются состав жителей каждого города, задания, время для подготовки к их выполнению и порядок защиты.)
2. Творческая работа учащихся
Преподаватель оказывает техническую помощь учащимся, организует их работу, рекомендует литературу (все книги принесены на урок), технику демонстрации эксперимента, консультирует. Учащиеся работают в группах (по городам).
Задания
- Город мыслителей - составить кроссворд;
- Город чародеев - подобрать и показать два опыта;
- Город эрудитов - кратко рассказать об учёных, внёсших вклад в развитие электромагнетизма, и об их работах (член жюри будет бросать кубик с портретами этих учёных);
- Город мастеров - выбрать игрушку (устройство) из представленных (работающих на электродвигателях или просто с использованием магнитов), начертить её электрическую схему, объяснить принцип работы, продемонстрировать в действии;
- Остров смекалистых - ответить на вопросы;
- Город фантазёров - составить рассказ, сказку, нарисовать иллюстрации.
3. «Защита» городов с обсуждением
Каждый город представляет свою атрибутику: флаг, герб, гимн, девиз (всей командой), затем города по очереди «защищаются». Преподаватель по ходу ответов комментирует, дополняет, обобщает сказанное, обращает особое внимание на наиболее важные моменты ответов. Жюри вместе с преподавателями оценивает работу.
4. Подведение итогов конкурса «Самфизгор»
Жюри сообщает результаты конкурса, проводит награждение победителей с вручением грамот, медалей, памятных подарков самому смекалистому, активному, эрудированному и поощрительных призов. Участники, мэры, члены жюри, преподаватель, гости урока отмечают плюсы и минусы конкурса.
Гимн команды «Город чародеев»
Полюбили чудо –
И не прогадали,
Никогда такого
В жизни не видали.
Мы его слепили,
Нас вдруг наградили,
И - такое дело –
Очень полюбили,
То есть наше дело мы
Очень полюбили.
Мы магнитик вносим в «круг»,
И покажет стрелочка,
Что за опыт правильный
Будет «5» оценочка.
Чародеем хочешь стать?
Надо много книг читать,
И тогда всегда в тетрадь
Получать ты будешь "5"!
Опыты команды «Город чародеев»
Геометрические фигуры из плавающих магнитов. 5-6 толстых иголок хорошо намагничиваем (ушки намагничиваем одноимённо). Каждую иголку втыкаем в толстую пробку так, чтобы сверху торчал только небольшой конец с ушком, опускаем всё в блюдо с водой остриями вниз. Пробки будут плавать, но т.к. и ушки, и острия всех иголок намагничены одноимённо, иголки начнут отталкиваться друг от друга. Однако до края блюда они не разойдутся из-за притяжения разноимённых полюсов. Образуются симметричные фигуры, форма которых зависит от числа иголок.
- Точно в центр фигуры опускаем один из полюсов постоянного магнита. Все иголки равномерно отплывают или подплывают, сохраняя симметричное прежнее расположение. Понятно, что иголки расходятся, если их ушки намагничены так же, как полюс магнита. Если после того, как иголки отплывут, удалить магнит, они начнут опять сближаться, будто соединены какими-то нитями.
- С плавающими магнитами можно проделать много других интересных опытов. Например, если удалить из блюда одну иголку, все остальные быстро перестроятся в новую симметричную фигуру. То же произойдёт, если добавить иголку.
- Возьмите дугообразный магнит и поднесите его сверху или сбоку к корпусу электронного осциллографа. Наблюдается отклонение электронного луча. Почему?
Игрушка команды «Город мастеров»
Внутрь уточки из пенопласта помещаем магнит, так что с помощью другого магнита в руках плавающую уточку можно поворачивать, притягивать, отталкивать. Это происходит потому, что одноимённые магнитные полюсы отталкиваются, а разноимённые - притягиваются.
Сказка команды «Города фантазёров» о царевиче Фарадее и принцессе Эми
Далеко за тридевять земель жил-был царевич Фарадей. Шли годы... Вырос царевич, и пришло время выбирать ему невесту. Его старшие братья - Ампер и Эрстед - приглашали на смотрины во дворец много девушек, но ни одна не понравилась царевичу. Он был так опечален, что ходил целыми днями вокруг дворца и вздыхал: «Никак не выйти мне из этой замкнутой цепи». Наконец он решил прогуляться по своей столице Лоренции, которая была названа так в честь голландского учёного Лоренца. Чтобы защититься от тока, постоянно нарушающего покой жителей города, он взял с собой свиту из диамагнетиков, парамагнетиков и ферромагнетиков. Во время прогулки царевич проходил мимо торговых лавок, в которых можно было найти и телефоны, и магниты, и трансформаторы, и компасы. И вдруг в одной лавке он увидел прекрасную девушку-продавщицу, которая поразила его своими необычными золотистыми волосами, - все они торчали по направлению к северному полюсу магнита в руках Фарадея. Царевич понял, что влюбился.
- Как тебя зовут? - спросил он.
- Эломи, полное имя Электромагнитная индукция, но все зовут меня Эми, - ответила девушка.
Царевич пригласил Эми к себе во дворец посмотреть коллекцию постоянных магнитов. По пути началась гроза. Сверкали хромосферные вспышки, по городу носились вихревые токи. Ворота дворца за ними закрыли соленоиды, стоявшие на страже день и ночь. Эми рассказала, что родилась в селении, расположенном в магнитном поле, рассказала о своих родных и близких, о своих сестрах - Индукции и Самоиндукции. А Фарад ей рассказал о своих братьях - Эрстеде и Ампере. Эми очень понравился молодой царевич, она подумала, что лучше ей не найти, и согласилась стать женой Фарадея. С тех пор живут они славно, до сих пор живут!