Конспект урока: Первоначальные сведения о магнетизме

Цель: проследить исто­рию развития взглядов на природу магнетизма;

- позна­комиться со свойствами естественных и искусствен­ных магнитов;

- ввести понятия магнитный полюс, маг­нитное поле, силовые линии магнитного поля;

- на­учиться получать спектры магнитных полей;

- познако­миться со свойствами магнитного поля Земли, научить­ся находить на карте расположение южного и север­ного магнитных полюсов;

- выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.

Оборудование: набор посто­янных магнитов, компас, магнитные стрелки, игла, пробка, сосуд с водой, стальные опилки, органичес­кое стекло, физическая карта полушарий, глобус.

Ход урока

1. Организация начала урока (1-2 мин)

2. Подготовка к активной учебно-педагогичес­кой деятельности. Актуализация опорных знаний. Целеполагание (5 мин)

Учащимся предлагается в течение минуты нари­совать на чистом листе ассоциативную картинку к слову «магнит». Отобранные рисунки вывешивают­ся на левое крыло доски, под вопрос «Что мы уже знаем?». Далее учащимся предлагается по ходу урока отмечать, поднимая руки, новые для себя знания ключевым словом «Эврика!» и выносить их на пра­вую сторону доски, под вопрос «Что мы узнали?».

3. Изучение нового материала (15-18 мин)

Демонстрация опытов, работа с текстом, записи в тетрадях.

Старинные легенды. Пастух по имени Магнус как-то обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем Магнуса, или просто магнитом. Но известно и другое предание, глася­щее, что слово-«магнит» произошло от названия ме­стности, где добывали железную руду, - холмы Маг­незии в Малой Азии. Об этом упоминал греческий философ и физик Фалес в VI в. до н.э. Таким обра­зом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свой­ством притягивать куски железа.

Демонстрация. Посмотрите и подержите в руках магнитный железняк (из коллекции минералов). Его залежи встречаются и на территории нашей стра­ны. Покажите на физической карте Урал, Курскую область, Карелию.

Фронтальная беседа.

У вас в руках магнит. Что можно с ним сделать?

И человек теряет свой покой,

Когда один вопрос спешит сменить другой

В его уставшей от науки голове.

В бессилии он отдаст судьбе

Вершить свой суд и истину понять,

И занавес над тайной приподнять,

Чтоб плод открытья уронить к ногам

И послужить и людям, и богам.

Изобретение компаса. Три века люди знали маг­нит и не находили ему достойного применения. Лишь с развитием торговли, когда человеку потребова­лось перемещаться на большие расстояния, когда накопилось достаточно знаний по географии и аст­рономии, пришло время компаса. Компас был изоб­ретен в Китае в III в. до н.э. Он претерпел много внешних изменений, но принцип действия не изме­нился: магнитная стрелка неизменно ориентируется в направлении север-юг. Это свойство намагничен­ной стрелки использовали, не имея представления о природе явления. Долгое время считалось, что стрел­ка притягивается к Полярной звезде.

Искусственный магнит. Было замечено, что, если к железному предмету поднести магнит, то предмет сам становится магнитом.

Фронтальный эксперимент. Получите искусст­венный магнит из стальной иглы и, используя проб­ку и сосуд с водой, изготовьте компас.

Понятие полюса. Конец магнитной стрелки стали называть полюсом: показывающий на север – северным, на юг – южным.

Фронтальный эксперимент. Используя два под­ковообразных магнита, исследуйте силу притяже­ния полюсов магнитов, их взаимодействие. Заметь­те, что в средней части магнита магнитные свойства практически отсутствуют, что одноименные полю­сы отталкиваются, разноименные - притягиваются.

 

Скачать

Метки к статье: конспект урока, физика, 8 класс