Цель: проследить историю развития взглядов на природу магнетизма;
- познакомиться со свойствами естественных и искусственных магнитов;
- ввести понятия магнитный полюс, магнитное поле, силовые линии магнитного поля;
- научиться получать спектры магнитных полей;
- познакомиться со свойствами магнитного поля Земли, научиться находить на карте расположение южного и северного магнитных полюсов;
- выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.
Оборудование: набор постоянных магнитов, компас, магнитные стрелки, игла, пробка, сосуд с водой, стальные опилки, органическое стекло, физическая карта полушарий, глобус.
1. Организация начала урока (1-2 мин)
2. Подготовка к активной учебно-педагогической деятельности. Актуализация опорных знаний. Целеполагание (5 мин)
Учащимся предлагается в течение минуты нарисовать на чистом листе ассоциативную картинку к слову «магнит». Отобранные рисунки вывешиваются на левое крыло доски, под вопрос «Что мы уже знаем?». Далее учащимся предлагается по ходу урока отмечать, поднимая руки, новые для себя знания ключевым словом «Эврика!» и выносить их на правую сторону доски, под вопрос «Что мы узнали?».
3. Изучение нового материала (15-18 мин)
Демонстрация опытов, работа с текстом, записи в тетрадях.
Старинные легенды. Пастух по имени Магнус как-то обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем Магнуса, или просто магнитом. Но известно и другое предание, гласящее, что слово-«магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду, - холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал греческий философ и физик Фалес в VI в. до н.э. Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.
Демонстрация. Посмотрите и подержите в руках магнитный железняк (из коллекции минералов). Его залежи встречаются и на территории нашей страны. Покажите на физической карте Урал, Курскую область, Карелию.
Фронтальная беседа.
У вас в руках магнит. Что можно с ним сделать?
И человек теряет свой покой,
Когда один вопрос спешит сменить другой
В его уставшей от науки голове.
В бессилии он отдаст судьбе
Вершить свой суд и истину понять,
И занавес над тайной приподнять,
Чтоб плод открытья уронить к ногам
И послужить и людям, и богам.
Изобретение компаса. Три века люди знали магнит и не находили ему достойного применения. Лишь с развитием торговли, когда человеку потребовалось перемещаться на большие расстояния, когда накопилось достаточно знаний по географии и астрономии, пришло время компаса. Компас был изобретен в Китае в III в. до н.э. Он претерпел много внешних изменений, но принцип действия не изменился: магнитная стрелка неизменно ориентируется в направлении север-юг. Это свойство намагниченной стрелки использовали, не имея представления о природе явления. Долгое время считалось, что стрелка притягивается к Полярной звезде.
Искусственный магнит. Было замечено, что, если к железному предмету поднести магнит, то предмет сам становится магнитом.
Фронтальный эксперимент. Получите искусственный магнит из стальной иглы и, используя пробку и сосуд с водой, изготовьте компас.
Понятие полюса. Конец магнитной стрелки стали называть полюсом: показывающий на север – северным, на юг – южным.
Фронтальный эксперимент. Используя два подковообразных магнита, исследуйте силу притяжения полюсов магнитов, их взаимодействие. Заметьте, что в средней части магнита магнитные свойства практически отсутствуют, что одноименные полюсы отталкиваются, разноименные - притягиваются.