Задачи урока:
Образовательные: формирование понятий линейного уравнения с двумя переменными, его решения, равносильных уравнений; формирование умения находить решение линейного уравнения с двумя переменными.
Развивающие: формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом.
Воспитательные: умение анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы, формирование способностей задавать умные вопросы и умений творчески находить на них ответы.
Тема: «Линейные уравнения с двумя переменными»
Приёмы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Чтение. Суммирование в парах», Урок № 1, «Кластеры», «Синквейн».
Формы работы: парная, групповая.
Ведущая дидактическая цель урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Разминка. Приём «Ключевые слова». На доске записана тема урока. Предлагается учащимся дать определение каждого понятия, входящего в название темы и определение линейного уравнения с двумя переменными.
2. Стадия вызова. Приёмы: «Групповая мозговая атака», «Кластеры». Учащимся предлагается записать в тетради всё, что они знают по данной теме. Затем на доске записываем всё, что говорят дети, не отбрасывая ничего.
Оформляем в виде кластера.
3. Стадия осмысления. Приёмы: «Чтение. Суммирование в парах».
Учащимся раздаются тексты. Текст разбит на смысловые отрывки. Учащиеся работают в парах. Каждой паре предлагается текст, состоящий из двух логических частей. Первая пара читает первую часть текста № 1. Один из учеников задаёт вопрос другому. Он отвечает. Далее читают вторую часть и меняются ролями. После того как первая и вторая части отработаны, делаются краткие записи в тетради.
Текст № 1.
1. Пусть известно, что одно из двух чисел на 5 больше другого. Если первое число обозначить х, а второе – у, то соотношение между ними можно записать в виде равенства х – у =5, содержащего две переменные. Такие равенства называются уравнениями с двумя переменными или уравнениями с двумя неизвестными.
2. Рассмотрим примеры уравнений с двумя переменными: х –у =5; 5х+2у=10; -7х+у=5; х2 +у2=20; ху=12. Первые три уравнения имеют вид ах+ву=с, где х,у – переменные, а,в,с – некоторые числа. Такие уравнения называются линейными уравнениями с двумя переменными. Определение. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ах+ву=с, где х, у – переменные, а,в,с – некоторые числа.
Текст № 2.
1. Рассмотрим уравнение х-у=5, при х=8, у=3 это уравнение обращается в верное равенство 8-3=5. Говорят, что пара значений переменных х=8, у=3 является решением этого уравнения.
Определение. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
Решение уравнения можно записать так: (8; 3). В записи решения уравнения с переменными х и у условимся на первом месте записывать значение х, а на втором – значение у.
2. Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называются равносильными. Уравнения с двумя переменными, не имеющие решений, так же считаются равносильными. Например: х+у=10 и у=10 – х. При х=4 и у=6 данные уравнения обращаются в верные равенства. Пара (4;6) является решением каждого из данных уравнений. Следовательно, уравнения х+у=10 и у=10 – х равносильны.
После того как работа с текстами завершена, делаются краткие записи на доске: ах+ву =с, где х и у – переменные, а,в,с – некоторые числа.
(х; у) – решение уравнения ах+ву=с.
Отработка практических навыков.