Задачи урока:
Образовательные: формирование умений выражать одну переменную через другую из линейного уравнения.
Развивающие: умение работать с новой информацией, умение составлять вопросы, умение анализировать тексты и делать выводы.
Воспитательные: Вызвать интерес к изучению темы, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста.
Тема: «Линейные уравнения с двумя переменными»
Приёмы: «Верите ли вы», «Кластер».
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ведущая дидактическая цель урока: закрепление изученного материала.
Ход урока
1. Стадия вызова.
Игра «Верю – не верю». Индивидуальная работа.
Вопрос |
«+» верю, «-» не верю |
1.Верите ли вы, что записывать и решать уравнения начали в первом тысячелетии нашей эры? |
|
2.Верите ли вы, что слово «алгебра» арабского происхождения? |
|
3.Верите ли вы, что перенесение членов из одной части в другую называется «восстановление»? |
|
4.Верите ли вы, что приведение подобных слагаемых называлось «противопоставление»? |
|
5. Верите ли вы, что в начале нашей эры переменные не обозначались буквами, а арифметические действия –знаками? |
|
6. Верите ли вы, что уравнения записывались словами? |
|
7. верите ли вы, что уравнения существенно облегчали жизнь? |
|
8. Верите ли вы, что применение уравнений упрощает решение задачи? |
|
9. Верите ли вы, что одним и тем же уравнением могут описываться совершенно разные задачи? |
|
Работа с текстом.
Исторический экскурс об уравнениях.
Записывать и решать уравнения начали арабы в первом тысячелетии нашей эры. До тех пор решение задач было исключительно арифметическим - из многих действий. В тот момент, когда появилась блестящая идея находить неизвестное, записав соотношения, которыми оно связано с известными величинами, и затем выразив это неизвестное из этих соотношений, родилась алгебра. Слово "алгебра" - арабского происхождения; великий ученый арабского мира Аль-Хорезми называл перенесение членов из одной части равенства в другую так, чтобы все они стали положительными, словом "аль-джебр" (восстановление), а словом "аль-мукабала" (противопоставление), исчезнувшим ныне из математического языка, называлось приведение подобных членов, в результате которого в уравнении для каждой степени неизвестного остается только один положительный член.
В те времена не было еще общепринятых теперь обозначений переменных буквами, а действий - знаками. Уравнения записывались словами. Но и в такой "словесной форме" уравнения существенно облегчали жизнь. Арифметика (как и классическая геометрия) не знала общих подходов к решению задач, но для каждой новой задачи нужно было подбирать новое решение.
Применение уравнений упрощает решение задач; но самое замечательное то, что одним и тем же уравнением могут описываться совершенно разные ситуации. Научившись решать некоторый тип уравнений, можно тем самым справиться с целыми классами задач, описывающихся уравнениями этого типа.
Работа в парах. Задание: Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему так, чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Когда? |
Кто? |
Как? |
Какого? |
Почему? |
|
|
|
|
|
2. Стадия осмысления
Приём «Кластер»
Возвращаемся к кластеру, созданному на прошлом уроке.
Устная работа:
1. Дать определение линейного уравнения с двумя переменными?
2. Что называется решением линейного уравнения?
3. Какие уравнения называются равносильными?
Работа по учебнику.
1. Изучить свойства уравнений с двумя переменными. Стр. 188.
Вывод: линейные уравнения с двумя переменными обладают такими же свойствами, как и уравнения с одной переменной
2. Рассмотреть по учебнику, стр. 188 решение уравнения 5х+2у=12.
Показать, что это уравнение имеет бесконечно много решений.
Отработка практических навыков.
1. Решить №1030 на доске и в тетрадях (объясняет решение учитель).
2. Решить № 1031 самостоятельно. Двое учащихся решают на доске, затем проверяется решение.
3. Решить № 1032 а)
4. Решить № 1036 (объясняет решение учитель)
3. Стадия рефлексии
1) Интересно ли было на уроке?
2) Поняли ли вы тему урока? Что нового узнали?
3) Сравните темы: а) линейные уравнения с одной переменной, в) линейные уравнения с двумя переменными. Что общего? Есть различия?
4. Домашнее задание
№ 1033, 1034 а), 1043 в)