Конспект занятия по физике: Решение задач по теме «Магнитное поле тока» для студентов I курса средних специальных учебных заведений или для учащихся 10 классов средних школ.
Цели:
Оборудование: источник тока, реостат на 6 Ом, дугообразный магнит, находящийся между его полюсами прямой проводник.
План занятия
Этап |
Продолжительность, мин |
Вид деятельности |
|
№ |
Название |
||
I |
Организационный момент |
3-4 |
Сообщение учителя |
II |
Актуализация знаний и умений |
10-15 |
Самостоятельное решение задач у доски по карточкам; беседа по вопросам |
III |
Совершенствование знаний и умений |
15-20 |
Самостоятельное решение задач в тетрадях и у доски. Взаимопроверка знаний |
IV |
Контроль |
5-7 |
Самостоятельная работа |
V |
Подведение итогов |
2-3 |
Сообщение учителя |
Организационный момент (этап I) – рассказ учителя о важности знаний законов электромагнетизма с целью создания мотивации учебной деятельности, сообщение плана предстоящей работы.
На II этапе занятия к доске приглашаются учащиеся, которым предлагаются для решения задачи:
1. В однородном магнитном поле с индукцией 0,1 Тл перпендикулярно линиям индукции находится проводник длиной 70 см. По нему протекает ток силой 70 А. Определить силу, действующую на проводник.
2. Определить силу Лоренца F, действующую на электрон, влетевший со скоростью v=4 мм/с в однородное магнитное поле под углом α=30° к линиям индукции. Магнитная индукция B поля равна 0,2 Тл.
Третий учащийся получает у доски следующее задание: «Сформулировать правило для определения направления силы Ампера — силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, и проиллюстрировать его, пользуясь установкой на демонстрационном столе. Установка собрана из следующего оборудования: источник тока, реостат на 6 Ом, дугообразный магнит, находящийся между его полюсами прямой проводник.
Задание для четвертого учащегося: проиллюстрировать опытами остальное содержание закона Ампера.
Двум последним ученикам нужно сначала дать теоретический ответ, а затем экспериментом его подтвердить. (Это позволяет сделать вывод о важной функции физических опытов: проверять правильность теоретических выводов).
Пока вызванные готовятся к ответам, проводится повторение материала с помощью вопросов.
Сравниваются магнитное и электростатическое поля по следующим характеристикам: источник поля, его индикатор, свойство (потенциальное оно или вихревое), изображение поля (каковы его линии), физические величины, описывающие поле. На эту работу отводится 4—5 мин.
Проверка работы учащихся у доски происходит в следующей последовательности: четвертый, третий, первый, второй ученики. Учитель по окончании ответа спрашивает класс: «Верный дан ответ?», «Правильное приведено решение?», «Какие замечания можно высказать по решению задачи?» и т. п.
Этап III занятия начинается вызовом к доске решать задачу, записанную на карточке:
«Пользуясь установкой на демонстрационном столе, определить направление тока в круговом проводнике и направление вектора магнитной индукции».
Все остальные записывают тему занятия «Решение задач» и приступают к самостоятельному разбору следующей задачи:
«Определить по рис. 1 расположение полюсов магнита». Этот рисунок воспроизводится в тетради. Нужно не только дать ответ, но и обосновать его. По его завершении проверяется решение задачи у доски: теоретический ответ, затем опыт. Проверка заканчивается обсуждением других возможных вариантов решения.
Затем к доске приглашаются два других ученика. Они решают задачи из задачника Рымкевича.
3. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб. Найти индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным.
4. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник с длиной активной части 5 см действует сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25 А. Проводник расположен перпендикулярно индукции магнитного поля.
В это время класс решает немного видоизмененную задачу:
5. По горизонтально расположенному проводнику длиной 20 см и массой 4 г течет ток силой 10 А. Какую индукцию (модуль и направление) должно иметь магнитное поле, чтобы при помещении туда проводника действующая на него сила тяжести уравновесилась силой Ампера?
Класс проверяет решение у приглашенных к доске.
Затем к доске вызывается еще один ученик; он записывает решение задачи № 5, делает чертеж, записывает все математические действия. Остальные сравнивают записи в своих тетрадях с записями на доске и корректируют свою работу.
Следующий шаг отработки знаний и умений это их применение в измененной ситуации; этот шаг развивает творческие способности учащихся, их сообразительность. На переносной доске открываются три заранее выполненные рисунка (рис. 2—4). Задание формулируется так: составить для каждого случая задачу и решить ее. Отметить: составление нескольких задач по одному рисунку, в том числе парных — прямая и обратная — поощряется особо. В ходе этого процесса сравниваются задачи по разным рисункам, выявляется единство физических явлений, лежащих в основе задач.
Этап IV — контрольный — состоит в самостоятельном решении «на время» задачи.
6. Рамка, сила тока в которой 0,5 А, помещена в однородное магнитное поле таким образом, что на нее действует момент сил 0,01 Н.м. Площадь рамки 0,1 м2. Вычислите значение вектора индукции магнитного поля. Что будет, если силу тока в рамке увеличить вдвое? Где практически используется ситуация, описанная в условии?
Решение этой задачи позволит проверить степень усвоения материала, вынуждает вспомнить сведения из механики (о моменте силы) и еще раз осознать использование изучаемого физического явления.
На этапе V — подведение итогов — учащиеся вместе с учителем устанавливают, на какие изучаемые в теме явления и законы решались задачи, каким способом это делалось. Сообщаются оценки восьми учащимся; у двух человек можно взять для проверки тетради.