Цель: продолжить формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций через инновационную форму учебного занятия.
Задачи: образовательная: конкретизировать представления о силах в механике, систематизировать знания учеников по данной теме;
воспитательная: способствовать формированию умений самостоятельно приобретать знания, продолжить работу по развитию мышления;
развивающая: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умения выполнять экспериментальные задания: подбирать оборудование, планировать и производить действия, описывать результаты и делать выводы.
Вид занятий: Урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование:
- Медиапродукт:Среда - Microsoft Office Power Point. (наглядная презентация учебного материала (Приложение 4).
- экспериментальное оборудование, позволяющее производить измерение любой механической силы.
Этапы урока
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
2. Актуализация, систематизация опорных знаний.
a) Всесторонняя проверка знаний.
b) Самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка
3. Итоги урока, вывод.
4. Рефлексия.
Ход урока.
1) Оргмомент. (Слайд 1)
Учитель представляет ученикам экспертную комиссию (это двое учеников, которые за день до семинарского занятия ответили по всем вопросам темы), объясняет для чего ребятам раздали листы с таблицей (приложение 2), формулирует понятие типов сил в природе и подводит учеников к формулированию цели и задач занятия. (Слайд 2)
2) Основная часть занятия.
Ученики отвечают на вопросы теоретического характера.(Слайд 3)
1. Дайте определение силы.
(Сила – это количественная мера действия одного тела на другое, в результате которого телу сообщается ускорение.)
2. Дайте определение силы тяжести. Чему равно ускорение свободного падения?
(Сила тяжести – это сила, с которой Земля действует на любое тело, расположенное вблизи её поверхности. Сила тяжести всегда направлена к центру Земли, определяется по формуле F = mg , где g – ускорение свободного падения, равное 9,8 м/с2.)
3. При каком условии возникают силы упругости?
(Силы упругости возникают при деформации тела. При этом они всегда направлены против деформации.)
4. Дайте определение весу тела.
(Вес тела – это сила упругости, возникающая в результате деформации тела и направленная на опору или подвес со стороны этого тела.)
5. Когда возникают силы трения?
(Силы трения возникают при взаимодействии двух соприкасающихся тел.)
6. Как можно уменьшить или увеличить силу трения и в каких ситуациях?
(Уменьшают силу трения с помощью смазки или полировки между трущимися деталями двигателя; увеличивают силу трения с помощью веток и песка при забуксовки автомобиля.)
Ученики с помощью экспериментального оборудования решают задачи. (слайд 4)
Ученики объясняют решение заранее приготовленных задач. (Слайд 5,6)
Для проверки усвоения материала, проводится самостоятельная работа в форме тестирования в двух вариантах на 15 мин. (приложение 3)
3) Заключительная часть.
На данном этапе слово представляется экспертной комиссии. Ребята оценивают ответы других учеников, делают замечания, дают рекомендации на будущее. Ребята самостоятельно делают вывод о том, достигнуты ли цели занятия. В заключительном слове учитель высказывает свое мнение об учебном занятие, подчеркивает, что систематизация знаний по данной теме необходима для изучения следующих разделов физики.
4) Рефлексия (Слайд 7)
Приложение 1.
Вопросы для подготовки к занятию.
«Силы в механике: тяжести, упругости, трения»
Дополнительные вопросы.
Приложение 2.
Таблица для систематизации знаний по теме «Силы в механике»
Название силы |
Определение |
Формула |
При каких условиях возникает |
Изображение силы на рисунке |
Сила тяжести |
|
|
|
|
Сила упругости |
|
|
|
|
Вес тела |
|
|
|
|
Сила трения |
|
|
|
|
Приложение 3.
«Силы в механике» Вариант 1.
1.Ученик измеряет силу кисти своей руки с помощью пружинного силомера. При этом используется связь силы с… а) ускорением тел; б) величиной деформации тел;
1. А; 2. Б; 3. А и Б; 4. Ни А, ни Б.
2. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?
а) сила трения; б) сила тяжести;
в) сила всемирного тяготения; г) сила упругости.
3. На столике в вагоне поезда лежат коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте?
а) коробка тяжелая, а яблоко легкое;
б) трение скольжения меньше трения качение;
в) трение скольжения больше трения качения;
г) у коробки большая площадь соприкосновения ,а у яблока маленькая.
4. Может ли тело двигаться равномерно, если на него не действуют другие тела?
А. Не может.
Б. Может, но не каждое тело.
В. Может.
5. Изобразите схематично тело, находящееся на горизонтальной плоскости. Отметьте на этом рисунке силу трения и силу тяжести, действующие на это тело.
«Силы в механике» Вариант 2.
1. От чего зависит модуль силы трения?
а) от окружающей среды;
б) от массы тела;
в) от коэффициента трения;
г) от деформации тела;
д) от размеров тела.
2. Какая сила удерживает туриста на крутой горной дороге?
а) сила трения б) сила тяжести;
в) сила всемирного тяготения; г) сила упругости.
3. От чего зависит модуль силы упругости?
А) от окружающей среды; б) от массы тела;
в) от коэффициента жесткости; г) от деформации тела;
д) от размеров тела.
4. Если на тело действуют другие тела, то его скорость…
А. Не изменяется, оно находится в покое.
Б. Только увеличивается.
В. Не изменяется, оно движется равномерно и прямолинейно.
Г. Только уменьшается.
Д. Увеличивается или уменьшается.
5. Изобразите схематично шарик, подвешенный на нити. Отметьте на этом рисунке силу натяжения нити и силу тяжести шарика.