Цели урока:
Оборудование: компас, две катушки, два штатива, источник тока, две мягкие изолированные телефонные провода или станиолевые ленты, шарик на нити, катушка со стальным сердечником.
Сообщение учащимся учебного плана по физике 11 класса по 3-х часовой сетке.
Общие сведения по теме «Магнитное поле»: количество уроков – 7, в т.ч. контрольных работ – 1, колловиум – 1. На коллоквиум необходимо сдать разноуровневый тест по теме «Магнитное поле» с учетом уровня подготовки. Всего предлагаются задания в трех уровнях сложности по вариантам (страница «Разно-уровневые материалы по физике, 11 класс). Распределение вариантов тестов каждому ученику класса.
Повторение
- Фалес Милетский – отец античной науки, магнетизм (IV в. до н. э.).
- Лукреций Кар, философская поэма «О природе вещей» (I в. до н. э.)
- Компас – первое практическое применение магнитов.
Основной материал
- Взаимодействие проводников с электрическим током.
- Магнитное поле.
- Индикаторы магнитного поля:
- Взаимодействие магнита и электрического тока.
- Свойства магнитного поля.
Демонстрации
- Взаимодействие двух параллельных токов.
- Действие магнитного поля тока на магнитную стрелку.
- Отсутствие действия магнитного поля тока на висящий наэлектризованный маятник.
Разбор вопросов (для сравнения электростатического и магнитного полей):
Что является источником:
а) электростатического поля? (электрические заряды)
б) магнитного поля? (движущиеся электрические заряды – электрический ток)
При помощи чего передается взаимодействие:
а) электрических токов? (магнитным полем одного тока на другой ток; магнитными силами)
б) электрических зарядов? (электрическим полем одного заряда на другой заряд; электрическими силами)
Что является индикатором:
а) электростатического поля? (электрические заряды)
б) магнитного поля? (движущиеся электрические заряды – электрический ток)
Домашнее задание
§ 1. Контрольные вопросы 1,2. Приступить к выполнению разноуровневого теста по теме «Магнитное поле» к коллоквиуму/