Цели урока:
Обучающие: формирование знаний об электризации тел, умения объяснять электризацию, передачу заряда от одного тела к другому, существования проводников и непроводников электричества, притяжения к заряженному телу незаряженных тел.
Развивающие: развитие умений планировать эксперимент, представлять результаты своего труда в необходимости данной ситуации, умения работать самостоятельно с учебником.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств – чувств долга и ответственности.
Оборудование:
1. Электрофорная машина.
2. Стеклянная и эбонитовая палочки, целлофан, шерсть.
3. Гильзы на подставке.
4. Султанчики.
5. Кусок резины, изолента.
6. Электрометры с шарами.
7. Оргстекло.
8. Алюминиевый проводник на изолирующей ручке.
9. Электроскоп.
10. Стеклянная палочка, подвешенная на нити.
На дом: &31, упр.12.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся:
Самостоятельная работа. Заполните пропуски в тексте:
1. В центре атома находится…
2. Вокруг ядра движутся… и они имеют …заряд.
3. Ядро состоит из… и … .
4. Протоны имеют… заряд, и нейтроны… .
5. У электрически нейтрального атома заряд ядра… заряду электронов.
6. Атомы, потерявшие один или несколько электронов, называется … ионом.
7. Атом,присоединивший один или несколько электронов , называется…ионом.
8. Атомы различных химических элементов отличаются друг от друга числом… .
9. В ядре атома натрия Na 23 частицы, из них 12 нейтронов и … протонов.
10. Главной характеристикой химического элемента является число … в ядре.
II. Деловая игра «НИИ» по изучению темы «Объяснение электрических явлений».
Лаборатория N 1: объяснение электризации при соприкосновении на основе знаний о строении вещества.
Лаборатория N 2.: передача части электрического заряда от одного тела к другому.
Лаборатория N 3: существование проводников и непроводников электричества.
Лаборатория N 4: притяжение к заряженному телу незаряженных тел.
Форма проведения игры – групповая. В классе 4 группы. В каждой группе учащиеся самостоятельно распределяют обязанности:
1. Руководитель лаборатории
2. Экспериментатор.
3. Физик – теоретик.
4. Художник.
5. Эксперт.
III. Дополнительные вопросы к каждой группе:
1. Какой заряд возникает на пластмассовой расческе? А на волосах?
2. Что же произошло при контакте расчески с волосами?
3. Прикоснитесь к стержню электрометра рукой. Как объяснить исчезновение заряда?
4. Что такое заземление?
5. Занесите в соответствующую графу вещества по их способности проводить электрические заряды: резина, стекло, почва, раствор поваренной соли, дисциллированная вода, графит, тело человека, керосин, влажная земля, газы.
Проводники |
Диэлектрики |
|
|
IV. Тест с выбором ответа:
1. Тело заряжено положительно, если в теле:
а) положительно заряженных частиц меньше, чем отрицательных,
б) число положительно заряженных частиц равно числу отрицательных,
в) нет отрицательных частиц,
г) положительно заряженных частиц больше, чем отрицательных.
2. Заряженный кусок шелка приближают к незаряженному проводнику. В результате:
а) шелк и проводник отталкиваются друг от друга,
б) отталкивается только шелк,
в) отталкивается только проводник,
г) шелк и проводник притягиваются друг к другу.
3. К кузову бензовозов прикрепляют цепь, касающуюся земли:
а) чтобы защитить их от удара молнии,
б) для удаления влаги,
в) для накопления отрицательного заряда,
г) для удаления статического электричества.
4. К незаряженной металлической сфере приближают положительный заряд, после чего сферу заземляют. После удаления заряда и отключения заземления сфера:
а) остается нейтральной,
б) заряжается положительно,
в) заряжается отрицательно,
г) заряжается, но ее заряд неизвестен.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.