Урок разработан с использованием технологии "Деятельностного метода обучения".
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о разнообразии и значении плодов.
Задачи:
Учитель: Ребята, какую большую тему мы с Вами начали изучать? (Цветковые растения)
- Давайте вспомним, какое строение имеет цветковое растение? (Ответы детей с использованием таблицы)
- Какое строение имеет сам цветок? (Ответы с использованием иллюстраций)
- После опыления опадают лепестки, осыпаются и опадают тычинки. А что же остается от цветка? (нижняя часть пестика)
- А что из этой части пестика развивается? (Плод)
Учитель: Вот сегодня на уроке мы с Вами будем говорить о плодах и их разнообразии.
- Нам предстоит узнать, какие они бывают, чем они отличаются, зачем нужны природе и человеку, на какие группы их разделить, как отличить одну группу плодов от других.
Работа в группах
Учащиеся в классах разделены на две группы, на столах для каждой группы представлены разного вида плоды: помидоры, огурцы, семечки, фрукты, ягоды, зерна и так далее. Учащиеся рассматривают плоды.
- Что вы можете сказать о плодах? (Они разные)
- Ученые разделили все плоды на две группы по общим признакам. Разделите и Вы эти плоды на две группы.
- По какому признаку мы это будем делать? (Сухие, сочные)
Учитель поочередно обращается к группам.
- Перечислите сухие, перечислите сочные
- Почему одну группу плодов ученые назвали сухими, а другую - сочными?
- А что во всех плодах общее? (Из них развиваются новые растения)
Работа с учебником и в тетрадях (самостоятельно)
- Сейчас открываем тетради, записываем тему урока и указываем, что плоды делятся на две группы.
- А теперь открываем учебник на странице 26, читаем текст и заносим в разные столбики названия сухих и сочных плодов.
Проверка итогов самостоятельной работы: учащиеся групп зачитывают поочередно названия плодов сухих и сочных. Объясняют, почему они отнесли их к этим группам.
Учитель: Из представленных вам сухих плодов покажите: орех, зерновку, коробочку, боб, семянку.
- Из представленных сочных покажите: ягоду, косточку.
Самопроверка
Учащиеся объединяются в пары и задают по три вопроса по изученной теме друг другу.
1. Работа с карточками
Написать названия растений и назвать (подписать) плоды, которые образовались на этих растениях.
2. Взаимопроверка карточек.
3. Беседа.
- Все ли плоды можно есть? Почему?
- Правда ли, что все плоды имеют красивую окраску?
- Назовите плоды, которые вы любите и как называются это растения?
- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили перед уроком? (ответы учащихся)
- Удалось ли решить их?
- Что узнали нового?
- Чему удивились?
- Где можно применить эти знания и нужны ли они?
- Что нам удалось на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Как оцениваете работу других?
Домашнее задание
Стр. 24, 27, запись в тетради.