Обобщающий урок биологии в 7 классе по теме "Растения – целостный организм. Взаимосвязь частей растений"

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи;
  • формирование представлений о целостности растительного организма.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, таблица "Органы цветкового растения".

Ход урока

Организационный момент

Работа на данном уроке проходит по группам, в которых есть лидер, выбранный ребятами заранее. За работой групп следит, контролирует их работу учитель.

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой.
- Какие растения вы знаете?

- На какие группы делят растения? (Деревья, кустарники, кустарнички, травы)
- Почему растение – это живой организм? (Имеют признаки живых организмов)

Отгадайте загадку:
Один в земле копается,
Другой - в свету купается,
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя. (корень и лист)

Учитель: О каких друзьях идет речь?
- Почему корень и лист друзья? (потому что они связаны друг с другом)
- Какой орган помогает им дружить, поддерживать их взаимосвязь? (Стебель)

- Можно сказать, что эти органы взаимосвязаны друг с другом? (да)
- Верно, корень, стебель, листья, цветки и плоды образуют единый организм. Значит, организм растения – единое целое. (На доске перепутаны органы растения, надо их правильно соединить)

Организация деятельности по группам

- Назовите условия, которые нужны для роста и развития растений?
Загадка:
Не рыли, не бурили,
А воду добыли. (Корни)

- Что такое корень?
- Что такое корневая система? (Одна группа выбирает растения с мочковатой корневой системой, другая – со стержневой корневой системой. Работа с гербарным материалом)
- Какую функцию выполняет корень?

Загадка:
Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Стебель)

- Какие стебли у растений бывают? (Одна группа выбирает растения с прямостоячими стеблями, другая – с ползучими стеблями, третья - вьющиеся)
- Какую функцию выполняет стебель?
- Как по стеблю передвигаются вещества?

Загадка:
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят. (Листья)

- Какое строение имеет лист?
- Какие бывают листья? (Одна группа выбирает растения с простыми листьями, другая – со сложными)
- Назовите типы жилкования листьев? Покажите в классе растения с разным типом жилкования листьев.

- Назовите функции листа?
- У каких деревьев опадают листья? Почему это происходит?

Загадка:
Он в саду моем расцвел,
В удивленье всех привел -
Лепестки атласные,

Пестики овальные.
А внутри на ниточках –
Туфельки хрустальные. (Цветок)

- Для чего растениям нужен цветок?
- Какие функции выполняет цветок? (Одна группа выбирает растения с цветами, которые привлекают насекомых, другая группа, которые не привлекают насекомых. Работа с набором открыток)

Загадка:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)

- Какие бывают плоды? (Одна группа выбирает сочные плоды, другая – сухие плоды)
- Для чего нужны плоды? (Работа с муляжами)
- Что находится в плодах?

Для чего нужны семена?

С чего начинается жизнь растения?

Вывод

Ответьте на главный вопрос урока:

  • Растения – это целостный организм?
  • Взаимосвязаны ли органы растения? (Учащиеся подводят итоги)
  • А что произойдет на Земле, если растения исчезнут? (Высказывания учащихся)
  • Почему растения называют "легкими планеты?"
  • Почему надо беречь растения? (Работа со слайдами презентации)

Учитель: Названия и содержание многих сказок связаны с растениями и их плодами или семенами.
- Какие растения нашли отражение в сказках?
- Что это за сказки?

  • Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине" - Горох.
  • Братья Гримм "Боб, соломинка и уголек", русская народная сказка "Петушок и бобовое зернышко") – Бобы.
  • Русская народная сказка "Мужик и медведь" (Вершки и корешки), обработка А.Н. Толстого - Репа.
  • П. Ершов "Конек - горбунок"; русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо") – Пшеница.
  • Дж. Родари "Приключение Чиполлино" - Вишня, помидор и другие фрукты и овощи.
  • Ш. Перро "Золушка" - Тыква.
  • Русская народная сказка, "Гуси – лебеди" - Яблоня.
  • В. Катаев "Цветик – семицветик" - Цветок с разными лепестками.
  • Русская народная сказка "Репка" - Репка.

Вывод по уроку

Чтобы сохранить природу от негативного воздействия человека были созданы правила поведения. Их необходимо соблюдать. Если мы будем вести себя правильно, то общение с природой доставит много прекрасных моментов.

Ежедневно, ежечасно, каждый из нас, должен помнить: все растения, животные, люди – это живые обитатели нашей планеты Земля. Мы должны знать и понимать друг друга, внимательно относиться друг к другу, а значит, беречь все живое и неживое на Земле.

Рефлексия

Учитель: Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось вам на уроке?
- Что полезного вы взяли для себя на этом уроке?

На столах у ребят лежат смайлики: грустный, безразличный, веселый. Дети выбирают тот, который соответствует их настроению во время урока.

Домашнее задание

Подготовить рассказ "Мое любимое растение".

Размер:
21.46 Kb
Скачали:
7