Цель: познакомить учащихся с внутренним строением земноводных на примере лягушки.
Задачи:
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
Устные ответы по теме
Отделы скелета |
Названия костей, особенности строения |
Значение |
Череп |
В основном хрящевой. Подвижно соединён с позвоночником с помощью двух мыщелков. Верхняя челюсть срастается с черепной коробкой, подвижная нижняя челюсть. |
Защита головного мозга. |
Позвоночник |
9 позвонков. Шейный – 1 позвонок; туловищный – 7, крестцовый – 1 , хвостовой – несколько сросшихся позвонков. |
Защита спинного мозга и опора внутренних органов. |
Пояс передних конечностей |
Лопатки, ключицы, грудина, коракоид – вороньи кости. |
Опора для передних конечностей |
Скелет передних конечностей |
Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти (запястье, пясть, фаланги пальцев) |
Участвуют в передвижении. |
Пояс задних конечностей |
Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяются с позвоночником. |
Опора задним конечностям. |
Скелет задних конечностей |
Бедренная кость, голень (большая и малая берцовые кости), кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев), подвижное соединение костей конечностей. |
Участвуют в передвижении. |
Выводы: особенности мускулатуры лягушки, связанные с передвижением по суше.
По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы.
У лягушки более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями Отвечают устно,
заполняют таблицу
Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны. (Марк Твен)
Учащиеся поясняют данную цитату.
Учащиеся заранее разбиваются на 5 групп. Каждая группа получает задание - проблемные вопросы.
Вопросник для групп
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа 4
Группа 5
Используйте дополнительный материал для работы с вашими вопросами, сделайте вывод.
Заполнение таблицы после работ групп
Пищеварительная система |
Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие. |
Переваривание пищи. |
Дыхательная система |
Лёгкие, кожа,жабры |
Участвует в дыхательных актах |
Кровеносная система |
Трехкамерное сердце - кровеносные сосуды - большой и малый круг кровообращения. |
Снабжение внутренних органов кислородом и питательными веществами. |
Выделительная система |
Почки, мочеточники, мочевой пузырь. |
Выведение вредных веществ. |
Нервная система |
- головной мозг (передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг); - спиной мозг; - нервы. |
Отвечает за поведение животного, за работу внутренних органов, функции организма. |
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели. (Ученики за учителем повторяют движения)
Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
Признаки рыб - 1 вариант.
Признаки земноводных - 2 вариант.
Ответ 1: 1, 2, 6, 10.
Ответ 2: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11.
Заполняют таблицу и выписывают ответы.
Задание на дом §37 в. 1-4 с. 182