УМК Н.И.Сонин для учащихся 7 класса
Задачи:
- Раскрыть особенности строения однодольных растений
- Познакомить уч-ся с растениями семейства злаковых,
- Сформировать общее понятие о них.
- Развитие логического мышления путём использования изученного материала, внимания и памяти путём применения тестов. Активизация познавательной деятельности путём использования наглядной информации.
- Воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы. Привить интерес к предмету (подбором дополнительного материала).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы семейства злаковых, гербарий, дополнительный материал, тесты, рисунки.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Введение
На предыдущих уроках мы изучали растения класса двудольных.
? Какой ещё класс существует у растений? (класс Однодольные)
? назовите растения которые относятся к классу Однодольные?
Тема: Класс Однодольные. Семейства Злаки. (открывают тетрадь записывают)
3. Повторение.
Давайте вспомним что уже изучено. К какому семейству принадлежат растения со следующими признаками:
Венчик из 4 лепестков, чашечка из 4 чашелистиков, околоцветник двойной, пестик 1, тычинок 6 (4+2),соцветие кисть, плод стручок. |
|
1. розоцветные 2. крестоцветные. 3. бобовые. |
Венчик из пяти лепестков(из них 2 сросшихся),чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, околоцветник двойной, пестик 1, тычинок 1+9 сросшихся, венчик имеет форму лодочки, плод боб. |
|
1. розоцветные 2. крестоцветные. 3. бобовые |
Венчик из 5 лепестков, чашечка из 5 чашелистиков, околоцветник двойной, число тычинок и пестиков разное, плод орешек, яблоко или костянка |
|
1. розоцветные 2. крестоцветные. 3. бобовые |
Венчик из 5 сросшихся в трубочки лепестков, чашелистики – в виде щетинок или волосков, околоцветник двойной, пестик 1, тычинок 5 сросшихся, соцветие корзинка, плод семянка. |
|
1. розоцветные 2. бобовые |
(уч-ся проверяют выставляют оценки.)
4. Новый материал
Посмотрите на тему нашего урока, вспомните прошедшие уроки. Может кто-то сам определит задачи нашего урока. - раскрыть особенности однодольных растений.
- какие семейства входят в класс Однодольных.
- особенности строения растений семейства злаков.
- познакомится с многообразием видов семейства злаков и их значение. (после обсуждения вывешиваются задачи урока)
1. Строение Однодольных.
2. семейства класса Однодольных.
3. строение растений семейства злаков,
4. многообразие злаков и их значение.
Приступаем к выполнению наших задач.
Задание: Прочитайте текст в учебнике на стр. 82. Заполните вторую графу
Таблицы: «сравнительная характеристика представителей класса двудольных и однодольных» (первая графа заполнена на предыдущих уроках)
Сравнительная характеристика классов цветковых растений.
Сравнительные признаки |
Класс двудольные |
Класс однодольные |
Корневая система |
|
|
Зародыш семени |
|
|
Стебель |
|
|
Листья |
|
|
Цветок |
|
|
Жизненная форма |
|
|
После заполнения зачитывают в сравнительной характеристике.
ПР.Р. Распределить гербарные экземпляры по внешним признакам по классам.
(проверить) (проставьте оценки)
Первые задачи нашего урока мы выполнили, приступаем к следующим.
Сегодня мы подробно рассмотрим растения семейства злаков.
Задание 1. На доске – в тетради написать систематику злаков.
Царство – растения
отдел – покрытосеменные
класс – однодольные
семейство – Злаки.
Давайте проверим что вы знаете о растениях семейства злаковых.
Задание 1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители злаков.
1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.
2. мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия.
3. Плод – семянка.
4. околоцветник состоит из четырёх чашелистиков и четырёх лепестков.
5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
6. Плод – ягода
7. Плод – зерновка.
8. Цветок имеет две цветочные чешуи, три тычинки и один пестик.
9. Стебель – соломина с узлами.
10. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми.
Задание 2. Используя текст и рисунки учебника на стр. 82, заполните 1 – 5 графу таблицы:
Название семейства |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Особенности строения вегетативных органов |
Представители и их практическое значение |
ЗЛАКОВЫЕ |
О Т П |
Сложный колос, султан, метёлка, початок. |
Зерновка |
Стебель соломина, с узлами; листья сидячие с влагалищем, простые с параллельным жилкованием. |
Пшеница, рожь, ячмень, овёс. Рис. Просо, кукуруза – важные с/х культуры. Тимофеевка, костёр, мятлик и др. – кормовое значение. |
- Анализ таблицы ( спросить ученика)
Проверти, насколько правильно вы ответили в задание №1 (проставьте оценки)
Задание 3. Что обозначают цифры на рисунки. Рисунок у каждого уч-ся и на доске большой. (проверить – оценка)
мы и подошли к последней задачи нашего урока.
Сейчас нас Лена познакомит с некоторыми представителями семейства злаковых, а вы по ходу её рассказа заполните 6 графу таблицы.
? Какой вывод можно сделать?
1. многие злаки – важнейшие растения с/х.
2. кормовое значение.
Л.Р. (рабочая тетрадь) Выполняют - сдают на проверку.
5. Д\З.
1. Запись в тетради.
2. Познавательное задание. (распечатано каждому ученику)
6. Итог урока.
Что сегодня вы узнали на уроке ? (задачи урока)
Оценки. (средняя за четыре задания).
В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп: манная, ячменная, перловая, геркулес, пшено.
Из семян, каких растений был получен этот ассортимент круп?