Задачи: продолжить формирование интереса у учащихся к биологии;
развивать умение учащихся использовать полученные на уроках биологии знания при решении биологических задач, использовать научную терминологию;
работать коллективно и творчески.
Оборудование: «вертушка» с цифрами, карточки-задания, «черный ящик», ветка лавра, изображения винограда, земляники, арбуза, муляжи огурца, яблока, луковица, морковь, картофель, настойки валерианы, календулы, плода подсолнечника, побеги тополя, клена, березы, бамбук, изображения среза корня в зоне всасывания пыльцы, гербарии ландыша, черемухи, акации белой, фиалки, алоэ, бегонии.
Предлагается два варианта работы:
1 - выбирается одна команда знатоков,
2 - весь класс - знатоки и делятся на 3-4 команды.
Разработка предлагается для второго варианта.
Ход викторины
1. Команды представляет себя друг другу.
Разминка
Команда представляют песню и стихотворения о природе (растениях, животных).
2. Что? Где? Когда?
На обдумывание вопроса дается одна минута.
Номер вопроса определяется номером на «вертушке». Если вопрос уже был задан, то отвечаем по стрелочке на «вертушке». В том случае, если команда не смогла ответить на вопрос, возможность отвечать предоставляется другой команде.
Оценочная шкала:
1 вопрос – 2 балла
2 вопрос – 1 балл
3 вопрос – 1 балл
4 вопрос – 1 балл
5 вопрос – 2 балла
6 вопрос – 4 балла
7 вопрос – 2 балла
8 вопрос – 1 балл
9 вопрос – 1 балл
10 вопрос – 2 балла
11 вопрос – 2 балла
12 вопрос – 5 баллов
13 вопрос – 1 балл
14 вопрос – 3 балла
15 вопрос – 1 балл
Вопрос 1. В «черном ящике» лежит ветка растения снесъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?
Ответ. Это – лавр благородный. В настоящее время листья его используются как приправа благодаря их пряному аромату.
Вопрос 2. На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?
Ответ. У всех изображенных на открытках растениях многосемянный сочный плод – ягода.
Вопрос 3. Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда — любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?
Ответ. Огурец. Его плод – ягода.
Вопрос 4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?
Ответ. Это отвар шиповника; он приготовлен из сухих плодов растения.
Вопрос 5. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковь в этой компании можно считать лишней?
Ответ. Это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь – это корнеплод, а картофель и луковица – видоизмененные побеги.
Вопрос 6. Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах а бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто-мортале, с («криком») выскочил в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки».
Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор?
О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке?
В «черном ящике» лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что же лежит в «черном ящике»?
Ответ. Том Сойер. Марк Твен. Речь идет о коте. В «черном ящике» находится настойка валерианы.
Вопрос 7. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть изображенного органа?
Ответ. На рисунке изображен поперечный срез корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.
Вопрос 8. В «черном ящике» находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветки в корзинках двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или желтые, съедобные, их плоды можно добавлять в салаты. Семянки, весьма причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.
Что находится в «черном ящике»?
Ответ. Настойка календулы. Более распространенное название календулы – ноготки лекарственные.
Вопрос 9. В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что же за лакомство лежит в ящике?
Ответ. В «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.
Вопрос 10. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех общих признаков.
Ответ. Береза, клен, тополь. Все эти растения – деревья; многолетние; относятся к классу двудольных; их семена имеют приспособления для распространения ветром.
Вопрос 11. Рассмотрите эти три объекта. Что это за объекты? Почему растения, которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.
Ответ. Плоды подсолнечника; ветка тополя: палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.
Вопрос 12. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислить не менее четырех общих признаков (лучше пять).
Ответ. Эти растения многолетние; имеют белые цветки; соцветие кисть; сильный запах; опыляются насекомыми.
Вопрос 13. Что изображено на рисунке?
Ответ. На рисунке изображена пыльца.
Вопрос 14. Вот три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне находится их родина. Ответ обоснуйте.
Ответ. Узамбарская фиалка имеет опушенные листья – приспособление к уменьшению испарения, родина ее – места с сухим и относительно теплым климатом; алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода, происходит из мест с сухим и жарким климатом; бегония – крупные листья, испаряют много влаги и защищают тем самым растение от перегрева, ее предки жили в местах с жарким и влажным климатом.
Вопрос 15. В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии.
Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в «черном ящике»?
Ответ. Луковица.
3. Команды в течение 3-5 минут готовят задания своим соперникам.
4. Подведение итогов. Награждение победителей.