Цель: Изучить природное сообщество
Задачи:
Образовательные: знать понятие «природное сообщество», его структуру, значение, многообразие.
Развивающие: анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить отличительные признаки сообщества, описывать морфологические особенности природного сообщества
Воспитательные: осознанно достигать цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду
УУД: Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные: Формирование целостного мировоззрения на основе биологических знаний, познавательных интересов и мотивов обучения, воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие любознательности и практических навыков, оценить свой вклад в группе, осознавать значимость своих знаний.
Познавательные: работать с учебником: находить определения и особенности, составлять схему, выделять признаки
Коммуникативные: Развивать умение работать в группе (парах), обсуждать поставленный вопрос, приходить к общему решению, выражать свои мысли, вести диалог.
Регулятивные: учимся ставить самостоятельно цель, планировать свою деятельность или изменяем её в соответствии с планом, прогнозируем деятельность,
Предметные: уметь формулировать определения терминов - природное сообщество, производители, разрушители, потребители; сравнивать различные природные сообщества, знать состав природного сообщества;
Основные понятия: природное сообщество, биогеоценоз, консументы, редуценты, продуценты;
Межпредметные связи: литература, биология, искусство, музыка
Ресурсы: ПК, интерактивная доска, проектор, задания на карточках, атлас; листы бумаги, фломастеры, клей, картинки разных природных сообществ
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная
Технология: «Кластер», разноуровневое обучения, частично – поисковый, ИКТ
Тип урока: изучение нового материала
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приводят к планируемому результату |
Организационный момент (2мин) Цель: Организация самооценки учащимися готовности к предстоящей работе |
||
Добрый день! Я рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке. |
Приветствуют учителя |
|
Формулирование темы, постановка цели и задач урока. (7мин) Цель: Включение в учебную деятельности на личностно – значимом уровне |
||
Активизирует знания. Показывает фото природных сообществ под музыку. Л.В. Бетховен «For Elise» Подводит к теме урока. |
Отвечают, что видят: леса, поля… и это будут изучать Выходят к доске и пишут одно слово о сообществе. Самостоятельно формулируют тему, цели, задачи. Тема: Природные сообщества Цель: Изучить: что такое сообщество, его строение, значение. Предполагают - где могут понабиться знания о сообществе. Тему записывают в тетради |
Задаёт вопрос: « Что на фото и почему я вам их показываю сегодня?» Наверняка что – то вам уже известно об этих группах – они называются сообществами.
На доске слово «сообщество» Зачем надо изучать сообщество?
|
Организация познавательной деятельности(20мин) Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности получения новых знаний |
||
Организует учебную деятельность Раздаёт задания по группам и объясняет эти задания |
1. Ученики изучают и распределяют задания в группе. 2. Заполняют на листе ватмана ответы на вопросы из карточки 3. Готовят выступление по вопросам карточки |
1. Карточка № 1 – для первой группы А. прочитайте с. 62 Б. Ответьте на вопросы: Что такое природное сообщество, как по другому оно называется, кто ввёл термин БИОГЕОЦЕНОЗ, В. Приведите примеры сообществ. Г. Сделайте краткий конспект своего ответа на листе бумаги. 2. Карточка №2 – для второй группы А. Прочитайте с.62-63 учебника Б. Найдите ответы на вопросы: Сколько частей входит в состав биогеоценоза, дайте определения терминам – продуценты, консументы, редуценты. В. Какую роль играет каждый из компонентов Г. Какую роль играет неживая природа в составе сообщества? Д. . Сделайте краткий конспект своего ответа на листе бумаги. 3. Карточка №3 – для третьей группы А. Прочитайте с. 65, рассмотрите атлас Камчатки с.23 Б. Назовите сообщества Камчатки Б. Опишите одно по плану: (название, условия – температура, осадки, примеры растений и примеры животных, обитающих в этом сообществе) В Сделайте краткий конспект своего ответа на листе бумаги. |
Физкультминутка (2мин) (импатия) Представьте себя продуцентом сообщества и вы тянетесь вверх к солнцу, а потом вниз к воде Музыка - Л.В. Бетховен «ForElise» Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку |
||
Первичное закрепление нового материала (2мин) Цель: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
||
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Индивидуальная работа и самооценивание по эталону. Отметить правильные суждения +
Взаимопроверка – меняются вариантами и проверяют под диктовку учителя. Ключ на доске написан |
Суждения: А. Биоценоз – это только группа растений Б. Продуценты – это производители веществ В. Консументы – это разрушители веществ Г. К консументам относятся волки и медведи Д. Сукачёв ввел понятие биогеоценоз Е. Компоненты сообщества сами изменяют его. |
Включение в систему знаний и повторения (7мин) |
||
Дать качественную оценку работы класса и групп |
Работают в группе: Ищут сообща ошибки в тексте и исправляют их, сдают учителю на проверку. |
Текст: Сообщества – группа взаимосвязанных компонентов природы. Растения относят к производителям веществ. Бактерии и черви – это консументы, а мыши и белки относятся к потребителям веществ. Вернадский ввел понятие «биогеоценоз». Луга. Поля. Леса. Реки – всё это природные сообщества сообщества. |
Домашнее задание (1мин) |
||
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов |
Записывают домашнее задание, задают вопросы. Выбирают творческое (по желанию |
Домашнее задание стр. 60 – 65, термины Творческое: модели сообществ, рисунки сообществ, презентации |
Рефлексия (3мин) |
||
Предлагает вспомнить тему урока, задачи и соотнести с планом работы. |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее интересные, трудные, понравившиеся моменты урока. Заполняют лист самооценки |
1. Расскажите по схеме, что вам дал этот урок? Я понял- Мне было интересно- Я без труда запомнил- 2. Одним предложением напишите письмо учителю 3. Если бы вы были продуцентом, то каким вы бы были? (назовите одними прилагательными) |
Спасибо за урок. Молодцы. |